Если встать в самом узком месте Керченского пролива, то кажется: рукой подать до другого берега. Расстояние «на глазок» совсем небольшое — и не так уж сложно соединить обе стороны мостом! О попытках построить мост между Крымом и Кубанью — в материале krym.aif.ru.
Перечислять всех, кто считал эту идею полезной и даже необходимой, можно долго. Тут и строители Индо-Европейского телеграфа, которые ещё в 1870 году протянули крымский отрезок от Перекопа до Керчи. И промышленники, и военные. И лично государь император Николай II, который дважды рассматривал проекты. И даже в двух вариантах — по самому узкому месту пролива, и с опорой на косу Тузла, которая временами становилась островом. И до Великой Отечественной готовили проекты и проводили изыскания...
Но сооружён был Крымский мост в 1944 году, после освобождения полуострова от фашистов.
Ещё до освобождения
В конце января 1944 года Крым жил «под немцем». В лагерях гибли гражданские и военнопленные. Представитель германского командования господин Бауман читал публичную лекцию в симферопольском городском театре о военно-политическом положении. На городских базарах килограмм коровьего масла стоил тысячу рублей, картошка — 60 рублей за килограмм, ячменная мука — 130 рублей кило. Средний заработок — рублей пятьсот.
Полуостров ещё оккупирован.
А в Москве Иосиф Сталин подписал постановление № 5027 «О строительстве железнодорожного моста через Керченский пролив». До начала Крымской наступательной операции больше двух месяцев.
К тому времени уже было известно, что немцы ещё летом 1943 года оборудовали над Керченским проливом «воздушный мост». Поставили опоры для канатной дороги в самой узкой части пролива — и каждый день движутся по этому «посту» вагонетки с грузами. За сутки так можно было переправить до 800 тонн.
Оккупанты сами такую переправу воспринимали как быстрое, но временное решение. Потому, что, по данным одного из военнопленных... проводили изыскательские работы для постройки автодорожного железобетонного моста.
Но не сложилось.
Началось освобождение Крымского полуострова. Немцы отступали поспешно, полностью демонтировать свою канатку через пролив не успели: что-то подорвали, что-то разобрали. Для её восстановления оборудование привезли из Грузии, а работать военным пришлось во время весенних штормов. Был случай, когда один из плотов со строителями унесло в море. К счастью, спустя несколько суток их нашли живыми. В том же 1944-м, уже осенью, канатку демонтировали и отправили в Карпаты — там она была нужнее.
А берега Керченского пролива к тому времени соединял Крымский мост.
Техзадание по первому Крымскому мосту было следующим:
- сооружение эстакадного типа с совмещённой автогужевой ездой, на металлических трубчатых сваях, с пролётными строениями из двутавровых балок.
- Для судоходства — два разводных пролёта по 27 метров, предусмотрев в будущем переустройство до 50 метров.
- Срок окончания строительства — до 15 июля 1944 года.
- Построенный мост имел общую протяжённость более 4,4 км.
От первой сваи до ледохода
Строители первую сваю Крымского моста забили 24 апреля 1944 года. Первый железнодорожный состав по нему прошёл 3 ноября.
Огромная, невероятная работа была сделана за полгода.
В Музее истории Симферополя к десятилетию Крымской весны развёрнута выставка «Соединяем берега». Экспонаты для неё предоставили керченские коллеги.
«Борис Надёжин, рисунки которого представлены на выставке, был архитектором, принимал участие в возведении мостов до войны, — рассказал заместитель гендиректора Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Николай Гусаков. — А во время войны участвовал в восстановлении мостов через Оку, Дон, Днестр. Надёжин стал участником и постройки Крымского моста в 1944 году, проектировал все части: от опор до ограждений и въездов. В наших фондах остались его рисунки».
Тот Крымский мост, сообщил Николай Гусаков, был построен по другой трассе, нежели современный. Была иная задача, поэтому выбрали вариант возведения в самом узком месте, пусть там и течение сильнее.
В Симферополе живёт человек, который ехал по тому самому, первому, Крымскому мосту. Зоологу и природоведу, члену-корреспонденту Крымской академии наук Альфреду Дулицкому тогда было всего шесть лет. Но само событие — возвращение в Крым из эвакуации, было настолько значимым, что память сохранила его. Альфред Израилевич возвращался с мамой: их посадили в один из воинских эшелонов. «Хорошо помню, что ехали в полувагоне — поэтому хорошо было видно море, — рассказывал он в одном из интервью «АиФ-Крым». — Во время переезда по мосту случился авианалёт, и один из самолётов прошёл совсем низко над эшелоном, сбросил бомбу, но не попал в состав. А в полувагонах были ещё установлены крупнокалиберные пулемёты: запомнилось, как красноармеец стрелял из такого — наверное, пытался отогнать немецкий самолёт».
Узкое место
У первого Крымского моста была недолгая жизнь. Подвело то самое узкое место.
«Антиледовую» защиту проект предусматривал. Но морозы в Крыму — да такие, чтоб замерзал пролив и или часть моря — явление нечастое. Поэтому сооружение 116 ледорезов и замену деревянных опор на металлические предполагали начать во вторую очередь.
Но были морозы. По мосту успел проехать эшелон с советской делегацией, которая возвращалась в Москву с Ялтинской конференции.
Первые потери мост понёс 18 и 19 февраля 1945 года, когда льдами были разрушены 24 опоры, и примерно четвёртая часть пролётов обрушилась в море. Мост пытались отстоять, и на борьбу со льдами даже выдвинулся инженерный батальон. Предполагалось подорвать скопления льдин, угрожавшие мосту. Планировались даже вылеты бомбардировщиков.
Но уже 20-го числа были зафиксированы новые потери: разрушились ещё двадцать с лишним пролётов. Практически весь пролив был забит льдом, и массы его двигались в Чёрное море.
Ответ на вопрос: нужно ли восстанавливать Крымский мост, инженеры дали в мае. И оставшиеся конструкции были разобраны.
Проект транспортного перехода через Керченский пролив снова обсуждался, но был отложен на неопределённое будущее. Страна восстанавливалась из руин, были стройки намного более важные. Мост выходил даже не золотым, а бриллиантовым. Затраты на него оценили в 525 миллионов рублей! В 1949 году Совмин СССР выпустил постановление № 1935-728с «О строительстве моста через Керченский пролив». Но он так и остался нереализованным.
И паромная переправа, которая начала работать в Керченском проливе в 1954 году, так и осталась надолго «мостом» между Крымом и Кубанью.
Были ли шанс на рождение у нового моста почти четверть века назад? Трудно сказать. А ведь тогда украинскими и российскими специалистами проводились предпроектные изыскания по нему. И даже была определена дата начала постройки: 2008 год.
«На выставке «Соединяем берега» можно познакомиться с копиями документов, посвящённых первому Крымскому мосту, увидеть его изображение в разных ракурсах, — сообщила директор Музея истории Симферополя Ирина Вдовиченко. — В одной из витрин размещены самые разные вещи и сувениры с изображениями современного моста».
Формально ещё один мост имеет право именоваться Крымским. Он тоже соединил берега, но в другом месте. В ноябре 1943 года началось строительство моста через залив Сиваш: с северного берега (сейчас это Херсонская область), на южный, крымский, нужно было перебросить большое количество тяжёлой техники и людей. Залив мелкий, но с чрезвычайно вязким, почти непроходимым вброд, дном.
Строители этого Крымского моста из 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады, работали в ледяной воде, прерываясь на полчаса-час, чтобы отогреться. Под бомбёжками — а бомбы иногда попадали в цель, разрушая пролёты и убивая мостостроителей. На строительство этого моста ушло 20 дней. По нему в Крым были переброшены войска, в том числе танки и орудия.