Примерное время чтения: 6 минут
443

Сколько взыщет суд за использование вашего товарного знака?

Чаще всего нематериальные активы являются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации: изобретениями и промышленными образцами, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованием места происхождения товара (НМПТ). Базы данных клиентов и уникальное программное обеспечение — также являются НМА компаний, от которых зависит их доходность. Для владельца компании регистрация исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, включая созданные сотрудниками компании, позволяет наращивать капитал, основываясь не только на материальных активах, но и на нематериальных. Интеллектуальное право имеет ряд специфичных особенностей. Законодательство оговаривает разнообразные требования для предоставления правовой охраны различных результатов интеллектуальной деятельности. Именно поэтому дальновидные руководители поручают это специализированным внешним консультантам. 

Если говорить о примере судебной борьбы за средства индивидуализации, то эта конкретная категория споров только в арбитражных судах выросла с трех до пяти тысяч дел, а их экономическая емкость колеблется в диапазоне 2-4 млрд. рублей. Размер компенсации зависит от многих факторов, в первую очередь от опыта и навыков юриста. Например, за нарушение прав на использование образа интернет-мема «Ждун» компания-правообладатель в России получила 300 тысяч рублей от изготовителя мягких игрушек.  Такую же сумму владельцу воронежского ресторана «JonJoly» пришлось выплатить обладателю товарного знака «ДжонДжоли». А как обстоят дела межрегионального масштаба? Скажем, что будет, если владельцы ресторана в Тюмени решат воспользоваться интеллектуальной собственностью ресторана из Симферополя?

К нам в руки попал беспрецедентный кейс от крымских юристов, которым удалось за одно только наименование ресторана, получить компенсацию от нарушителя интеллектуальных прав в размере 1 млн. руб. Но обо всем по-порядку.

Прежде, чем подавать иск, нужно узнать нарушителя «в лицо». Для этого есть три пункта, наличие которых делает нарушение нарушением: похожее или идентичное название, однородный тип деятельности и обязательное получение прибыли. Рассмотрим на примере: если вы владелец ресторана «Птица», нет смысла подавать в суд на магазин домашних питомцев с таким же названием — поскольку ваш вид деятельности нельзя назвать однородным: вы птицами кормите, а в магазине их продают. Но если вы узнали об открытии кафе-кондитерской с таким же названием и вы уверенны, что они получают прибыль, то можете смело обращаться к юристам за консультацией.

Не упускайте из виду, что все эти пункты нужно доказать в суде, и правильная фиксация нарушений в этом случае очень важна. Вот, что сделали московско-крымские юристы, представляя в суде владельцев ресторана «Птица». Когда в Тюмени был обнаружен идентичный ресторан с таким же названием, кухней, интерьером и экстерьером, мало было просто подать в суд, каждое нарушение нужно было зафиксировать и попробовать решить вопрос в досудебном порядке.

Авторское право
Авторское право Фото: Shutterstock.com/ create jobs 51

Для этого агенты фирмы «Прецедент консалтинг» под видом клиентов пришли в ресторан «Птица», где, мало того, что вкусно отобедали, но и лично убедились в нарушениях, сделав фото и видео-фиксацию и взяв чек. После этого к нарушителю было направлено письмо-претензия с предложением урегулировать вопрос до суда, заключив лицензионный договор с симферопольской «Птицей». Однако, в течение двух месяцев ответа не последовало, а когда спустя время пришел, он, как и следовало ожидать, был отрицательным. Позже, видимо взвесив все «за» и «против», нарушитель предложил заплатить 50 000 руб., удалив при этом все «птичьи» знаки отличия.

Но он переоценил свои возможности и недооценил команду юристов, которая защищала крымского ресторатора. 

Тогда агенты вновь отправились на обед в тюменскую «Птицу». Вкусно отобедав и зафиксировав, что нарушения не устранены, они собрали доказательства получения прибыли. Были зафиксированы номера чеков при первом посещении и повторном. Разница между ними — это количество пробитых чеков за 2 месяца. Идентичное название и тип деятельности, а также получение прибыли юристы установили и подготовили доказательства для суда.

Во время суда нарушитель, отрицая всё в процессе, в перерывах предлагал заплатить уже в 4 раза больше ранее предложенной суммы - 200 000 руб. Одновременно заверял суд, что все нарушения исправлены, вывески сняты, реклама из интернета убрана. Но буквально за день до этого представители истца предусмотрительно зафиксировали все нарушения повторно: вывеска и реклама в интернете — всё было на месте. Решение суда: удаление товарного знака из всех материалов, сопровождающих деятельность нарушителя, компенсация в размере 1 млн. руб., судебная неустойка за каждый день неисполнения компенсации в размере 5 тыс.руб.

Алгоритм действий защитников истца был продуманным и отточеным, можно сказать, что он не оставлял возможности на иное решение. Но, как и было сказано ранее, присуждение такой суммы компенсации для российской судебной практики редкость и показывает, что мало быть правым — важно инвестировать в правильную защиту своих прав.

Из этого примера можно вынести несколько уроков для руководителей компаний:

  • перед тем, как выбрать название — убедитесь, что на территории Российской Федерации не зарегистрировано идентичное название в компании с однородным видом деятельности;
  • обязательно зарегистрируйте права на свои товарные знаки и другие права;
  • при выявлении нарушителей - обратитесь к профессионалам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах