Примерное время чтения: 10 минут
618

Самый русский полуостров. Что Российская империя оставила в Крыму на века

Собор Александра Невского был восстановлен на месте прежнего.
Собор Александра Невского был восстановлен на месте прежнего. / Глеб Задворнов. / АиФ-Крым

В каждом городе Крымского полуострова есть свои «русские символы». Те, что появились ещё в царское время и для жителей всегда были чем-то вроде знака: «Россия здесь!»

«АиФ-Крым» решили создать свой рейтинг «русских символов» и рассказать об интересных фактах, связанных с ними.

Наша императрица

Памятник Екатерине II был одной из достопримечательностей Симферополя. Его заложили к столетнему юбилею присоединения Крыма к России, в 1883 году. На создание самого памятника ушло семь лет.

У постамента, на котором стояла императрица, расположились фигуры государственных деятелей: полководца Суворова, посланника России в Турции Булгакова, князей Потёмкина и Долгорукого.

Памятник дважды демонтировали, один раз возвращали и один — восстанавливали. Сначала в 1919 году, во время второго пришествия Советской власти императрицу сняли с пьедестала, но уже через несколько месяцев пришли «белые» — фигуру вернули на место.

Второй раз свергли императрицу в 1921 году — и отправили в переплавку. Памятник на прежнем месте восстановили в 2016-м.

Пьедестал монумента стал тем местом, которое пустым не бывает. Сначала там появился «Памятник освобождённому труду»: фигура рабочего, разбивающего цепи на Земном шаре. В 30-е его сменил памятник Ленину. Этого Ильича уничтожили немцы во время оккупации. Но после освобождения Крыма была поставлена новая скульптура, простоявшая до 1971 года.

Памятник Екатерине II в Симферополе до революции (слева) и восстановленный в наши дни.
Памятник Екатерине II в Симферополе до революции (слева) и восстановленный в наши дни. Фото: Коллаж «АиФ-Крым»/ Открытка начала ХХ века, из коллекции Натальи Дрёмовой, фото «АиФ-Крым»

Шпиль на месте штаба

Полтора века назад весь деловой центр крымской столицы был сосредоточен на небольшом пятачке. Главный храм, почтово-телеграфная контора, губернская и земская управы, окружной суд, конторы и присутственные места. Дореволюционные путеводители обязательно отмечали, что ведущая с вокзала улица упирается в обелиск, «воздвигнутый в память князя Долгорукова-Крымского (покорителя Крыма в 1771 году)».

Долгоруковский обелиск
Долгоруковский обелиск Фото: Из личного архивa/ Открытка начала ХХ века, из коллекции Натальи Дрёмовой.

«Долгоруковский шпиль» симферопольцы по сей день считают самым центром города. Инициатором его возведения был внук князя Василия Долгорукова, тоже Василий.

Обелиск поставлен в 1842 году на месте, где, по легенде, в военном лагере стояла штабная палатка командующего 2-й Русской армией князя Долгорукова. Сооружался монумент высотой более 19 метров при участии солдат.

С четырёх сторон обелиска находились мраморные медальоны: один с профилем Долгорукова, другой с фамильным гербом. На третьем в центре двуглавый орёл, а по кругу — сцены сражения. Изображён в ней и сам полководец. Четвёртый медальон представлял собой аллегорию заключения мира.

Памятник пережил четыре реставрации, первоначальный вид медальонов так и не был восстановлен.

Обелиск самые сильные повреждения он получил в 1920 году, когда с него были сорваны медальоны. Симферополец Евсей Гопштейн в августе 1938 года писал о неприглядном состоянии памятника «с какими-то крупными надписями красной краской». На ступеньках его всегда сидели люди. Измученные дефицитом горожане с ночи занимали очередь в находящийся неподалёку мануфактурный магазин.

Мнение

Иван Коваленко, географ-путешественник, краевед, писатель, гид по Крыму:

— Среди русских символов Крыма я бы ещё отметил целый город, который своим настоящим обязан как раз «имперскому прошлому». Конечно, я говорю о Ялте. Её становление как курорта произошло ещё в XIX веке. Именно этот город стал привлекать и богатую публику, избалованную зарубежными курортами — и людей со скромными доходами, верящими в целебную силу крымского воздуха. Здесь, задолго до революции, появились первые санатории, в том числе и детские. А если говорить о материальном воплощении символа курорта Ялты, назвал бы здание старой гостиницы «Россия», ныне это отель «Таврида».

На страже пролива

Крепость «Керчь» на мысе Ак-Бурун начали строить после Крымской войны. Она была необычным сооружением, своего рода компромиссом между «очень надо» и «запрещено».  Одним из пунктов мирного договора между Российской империей и армией союзников был запрет для России держать военный флот в Чёрном море и иметь там береговые укрепления. Но вот про Азовское море и Керченский пролив ничего прописано не было. Поэтому уже в декабре 1860 году начались первые работы на мысе Ак-Бурун, на берегу Керченского пролива, длились они двенадцать лет.

Форт, разрушенный в годы ВОВ. Фото: Из архива/ Восточно-Крымский ИКМЗ.

Строительство было поручено военному инженеру Эдуарду Тотлебену. Именно его усилиями во время Крымской войны Севастополь не был взят союзниками «с налёту». Центральное укрепление крепости «Керчь» названо «форт Тотлебен» — по решению императора Александра III, осматривавшего сооружение.

Крепость занимает территорию в 420 га, имеет протяжённые подземные ходы, около 80 контрминных галерей, подземные арсеналы, ходы к казармам, огневым позициям, ров глубиной в шесть метров, около трёхсот зданий и сооружений на территории.

Издалека крепость не видна ни с моря, ни с суши. До революции крепости не довелось участвовать ни в одной из войн, её статус с 1905 года был «крепость-склад». В 30-е годы прошлого века она служила складом авиации ЧФ.

В сентябре 1941 года крепость «обезоружили», все её орудия были переправлены в Севастополь и на Тамань. Склады боеприпасов достались немцам, а после Керченско-Феодосийской десантной операции были захвачены советскими войсками.

В мае 1942-го, в последние дни существования Крымского фронта, склады были подорваны. Работы по разминированию территории были завершены лишь в 2021 году.

Путь на Митридат

Плох тот турист, который побывал в Керчи и не вскарабкался по Большой Митридатской лестнице. По всем 423 ступеням, расположенным на трёх ярусах. Она была закончена в 1840 году. И, как и задумывалось, придала величественности городу, а также сделала доступнее знаменитую гору, названную в честь боспорского царя Митридата VI Евпатора.

Митридатская лестница.
Митридатская лестница. Фото: Пресс-служба администрации Керчи.

Лестница построена по проекту архитектора Александра Дигби. Снизу она напоминает прямую ленту, устремляющуюся вверх. Эффекта «суженности» автор избежал, предусмотрев расширение пролётов снизу вверх.

Смотровые площадки украшены грифонами. Первый уровень лестницы был завершён в 1833 году. И фигуры, как отмечали исследователи «вопроса грифонов», поставлены согласно проекту Дигби: они как бы оглядывались, отвернув головы от проходящих по лестницы. Задумывались они как «сторожа». Но на рисунках путешественников более позднего времени году грифоны находились в иных позах и смотрели прямо. На гравюрах времён Крымской войны они вообще стоят. А затем фигуры «сели» — и в таком виде дошли до наших дней.

Лестница сильно пострадала во время освобождения Керчи в 1944 году, её восстанавливали по проектам Дигби и фотографиям. Грифонов городу вернул местный скульптор Роман Сердюк.

Под Большой Митридатской лестницей находится техническая модель знаменитого склепа Деметры, где воспроизведены фрески и женское погребение I века н.э.

Преграда из кораблей

Они начали тонуть в ночь на 11 сентября 1854 года. На рассвете вход в севастопольскую бухту стал могилой для пяти кораблей: «Силистрии», «Варны», «Уриила», «Селафаила», «Гавриила». К 8 утра скрылись под водой мачты фрегатов «Флора» и «Сизополь». Последним, долго и мучительно, умирал линкор «Три Святителя». Уходил на дно, как было записано в его журнале, «с орудиями, рангоутом, порохом и морскою провизиею». По нему пришлось стрелять из орудий другого судна. Позже ещё два судна легли на дно бухты. И надёжно заперли её. На Северной стороне затопили шесть кораблей.

памятник затопленным кораблям
Памятник затопленным кораблям Фото: АиФ-Крым/ Наталья Алешина

Шла Крымская война. И британские корабли из-за этой преграды так не смогли подойти к Севастополю.

«Памятник затопленным кораблям» был возведён недалеко от набережной в 1905 году. Автор проекта — известный скульптор Амандус Адамсон. Изначально монумент имел название «Памятник затопления кораблей». Но потом его переименовали в «Место заграждения Севастопольского фарватера». Нынешнее имя памятник получил лишь в послевоенное время, до этого именовали «Колонной памяти погибшим морякам».

Памятник развёрнут «лицом» от берега - в этом и была задумка автора. Это память о тех, кто предотвратил угрозу с моря.

На макушке семиметровой колонны, стоящей на искусственной скале-постаменте, находится двуглавый орёл, держащий в клювах венок из дуба и лавра. Удивительно, но на этот царский символ при Советской власти покушений не было. И даже корону с орла не сняли: сбили только крест на ней. В 2007 году орла реставрировали: на одном из крыльев появилась трещина. Работы прошли за средства, выделенные правительством Москвы.

Рядом с памятником 22 июня 1941 года взорвалась одна из первых донных неконтактных мин, сброшенных на город. Однако ни колонна, ни основание памятника не пострадали.

В 60-е годы на этом участке набережной находился пляж. Но затем около памятника купания запретили.

Комментарий

Исследователь и писатель Дмитрий Соколов:

— Во все времена для нас привычно звучало: «Русский Севастополь», «город русских моряков». В городе, несмотря на разрушения периода ВОВ, масса напоминаний именно не о советской, а русской имперской культуре, архитектуре и смыслах. Среди них — памятник великому флотоводцу адмиралу Нахимову, Графская пристань, Малахов Курган, Панорама, равелины: Михайловский и Константиновский.

Наконец, мост на Приморском бульваре, где высечен исторический, имперский герб города — с атакующими драконами, символами военной угрозы. В центре герба — грифон, олицетворяющий мужество и силу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах