Рано утром Ак-Кая — она же Белая скала, окрашивается в нежно розовый цвет, который затем сменяется золотистым. Солнце встаёт — и уже белые, будто сахарные складки сверкают под синим, с редкими облачками, небом. А теперь представьте, как от подножья этого огромного останца поднимается воздушный шар...
Этим летом такую картину вряд ли можно будет увидеть. В Крыму полёты гражданских самолётов, дронов, дельтапланов и даже аэростатов запрещены. Но воздушные шары своего часа ждут. И необычная семья из Белогорского района, которая живёт в нескольких сотнях метров от Ак-Каи, тоже ждёт «открытого» неба.
Потому, что они — пилоты аэростатов.
По воле ветра
«Какой воздушный транспорт самый безопасный?», — интересуется Сергей Белорусов. Понятно, как он сам ответит на этот вопрос. Но... не верится. Разве можно отдать это воздушное первенство воздушному шару с его тканевой оболочкой и плетеной корзинкой? Тем не менее, у аэростатов действительно такая репутация.
А ещё у них есть точка взлёта, но нет точки приземления. Только примерные координаты.
Воздушные шары летят по ветру. «А управление заключается в том, что пилот должен на земле подумать, где ему взлететь, проанализировать по воздушным потокам, куда понесёт ветром — и выбрать безопасное для приземления место», — перечисляет Сергей Белорусов. Ни разу за всю его «аэростатную» жизни не удалось сесть там, куда планировалось. Он как-то приглашал полетать друзей-лётчиков. А с переспрашивали: что, правда никаких приборов нет, действительно ветром несёт? И признавались: спасибо, не хотим — страшновато.
«Воздушная» жизнь Сергея выстроилась так. Сначала он работал испытателем в институте, где разрабатывали и испытывали новые системы спуска для десантирования людей и техники. Однажды даже делали уникальный сброс системы парашютов размером в полторы тысячи квадратов: для космического корабля «Буран».
В самом конце существования Советского Союза космические разработки стали потихоньку сворачивать, но зато принялись производить воздушные шары. И им тоже требовались испытатели. Сергей выучился на пилота аэростата. И приобщил к полётам свою жену Светлану.
Кстати, любимую женщину он встретил, — кто бы сомневался, — на аэродроме! Она тоже прыгала с парашютом...
В начале 90-х Белорусовы уже активно стали участвовать в соревнованиях, выезжали на международные чемпионаты. Светлана после рождения первой дочки в небо поднималась реже, и не одновременно с мужем. В «воздушной» семье, говорит она, должен быть кто-то умнее!
А дочка полетела сначала с папой на параплане, ей было пять или шесть лет. Понравилось. Потом были полёты на аэростатах.
«Однажды я отказался понимать жену и дочку: погода была не очень, так они обе расплакались! — вспоминает Сергей. — Младшая дочка у меня летает, она кандидат в мастера спорта, пилот. Старшая всегда готова быть пассажиром».
Все в корзину!
Собственный аэростат у Сергея и Светланы появился лет восемь назад: получил выходное пособие в компании, где долго работал, добавил накопления — и купил. Теперь у семьи пять воздушных шаров. Самый романтический — в виде сердца, он привлекает влюблённых. Многим нравится предложить руку и сердце в корзине такого аэростата.
Часто девушки даже не подозревали, куда их везут кавалеры. Некоторых привозили с завязанными глазами, обещая сюрприз — и предлагали залезть в корзину аэростата!
Каких только случаев не было у Ак-Каи!
«Запомнилась девушка на каблуках и в короткой юбке: как-то слишком невозмутимо она отнеслась к стараниям своего парня, — рассказывает Светлана. — Парень её с друзьями и шашлыки приготовили, и выкладывали надпись с просьбой выйти за него замуж, а она слишком спокойная была. Хотя согласилась».
Намного больше эмоций оставили другие новички-«воздухоплаватели». Например, пожилая пара из Керчи: им дети подарили полёт на годовщину свадьбы. А мама заявила: без дочки не полечу! А дочка ужасно боялась, но всё-таки в корзину полезла. И весь часовой полёт и она, и мама, крепко обнимали главу семейства. Он потом признался: никогда ещё столько нежности от своих женщин не получал! Поднявшийся аэростат видно с огромного расстояния, и пассажиры во время этого полёта позвонили друзьям, отдыхавшим на Арабатской стрелке: смотрите в небо, мы вам махать будем!
Несколько лет подряд на горе Климентьева Белорусовы поднимали на аэростатах людей с ограниченными физическими способностями: была такая благотворительная акция. Были среди них «спинальники», которые не могли самостоятельно передвигаться, люди с ДЦП. Поднималась в небо со своим парнем-инвалидом незрячая девушка из Донецкой республики. И когда утреннее солнце осветило аэростат, она ощутила на лице тепло, и спросила: «А какое солнце: жёлтое, или оранжевое?» Эти ребята объездили чуть ли не весь Крым, снимали ролики о самых интересных уголках полуострова.
Когда аэростаты поднимались из Феодосии, с 200-300 метров видно и Чёрное, и Азовское моря, и залив Сиваш. Красота! Но пилоту, когда шар оказывается недалеко от берега, нужны все его знания и умения, чтобы не унесло в море.
Дважды Сергей Белорусов летал над волнами. Перелетал Керченский пролив с кубанской стороны в Крым. Удалось пройти над ним красиво, а почти у берега ветер... стал оттеснять аэростат назад, в пролив. И добраться до Крыма оказалось очень непросто. Второй раз, ещё в украинские времена, взлетели из Феодосии, чтобы пройтись над морем. Там над морем, метрах на двухстах, ветер почти всегда — к берегу. В корзине оказались важные люди, даже депутаты. Но приземляться пришлось на воду. Корзина быстро не тонет, так что все продержались на воде до прихода катера.
В этом году Белорусовы, которые без неба жизни не представляют, ещё поднимутся на аэростатах — собираются на спортивные соревнования в те регионы, где полёты разрешены. А когда-нибудь и возле Ак-Каи воздушные шары снова поднимутся в небо.