7 декабря в России отмечается День Эрмитажа. Для Крыма это тоже значимая дата, поскольку в богатейшем российском собрании культурных ценностей немало «жемчужин» с полуострова. О некоторых из них решили вспомнить «АиФ-Крым».
Находки из Куль-Оба
Смотритель соляных озер и исследователь керченских древностей Поль Дюбрюкс лично присутствовал при разборе каменной кладки огромного кургана. Стройматериал требовался срочно: в Керчь перевели на переселение 108 семей матросов-отставников, и нужно было до холодов соорудить дома. А тут, на древнем кургане Куль-Оба — готовый камень.
Именно здесь осенью 1830 года был обнаружен склеп с останками двух мужчин — предположительно, царя и отдельно захороненного возницы, а также женщины в богатом убранстве: жены или наложницы. Полностью исследовать гробницу Дюбрюкс и другие знатоки древностей не успели: ночью она была ограблена.
Остальные находки из этой гробницы IV века до н.э. были переданы в Санкт-Петербург, в Эрмитаж. Среди них — золотая ваза со сценами из жизни скифов: воин натягивает тетиву, скиф перевязывает товарищу раненую ногу, еще один пытается вырвать «пациенту» больной зуб. Кстати, Дюбрюкс в своем отчете предположил, что сценка со «стоматологом» посвящена одному из погребенных — крупному мужчине 30-40 лет.
«В нижней челюсти царя недоставало двух коренных зубов, а третий, возле них, был больной, отчего челюсть в этом месте напухла», — писал он.
Серебряные «рога»-ритоны, украшенные изображениями животных, золотые бляшки, в том числе и в виде человеческих фигурок, золотые женские украшения — все это тоже находки из кургана Куль-Оба, попавшие в коллекцию Эрмитажа.
«Серьги Айвазовского»
Конечно, знаменитый маринист никаких серег не носил. Но одна из интереснейших археологических находок возле его любимой Феодосии была сделана при непосредственном участии художника.
Археологией Иван Константинович Айвазовский не просто интересовался, он желал участвовать в раскопках. И даже в 1853 году получил на то разрешение от Министерства Императорского двора и уделов. Финансирование работ живописец взял на себя.
Для работ он выбрал несколько курганов в окрестностях Феодосии. В одном из них, в самой южной из возвышенностей на мысе Святого Ильи, оказалось богатое женское погребение IV века до н.э. Родные отправили в загробный мир усопшую в роскошном наряде, с полным набором драгоценностей. Среди них были цепочки, ожерелья, но вершиной ювелирного искусства того времени казались золотые серьги.
Возможно, их хозяйке нелегко было носить такие крупные украшения: серьги — около девяти сантиметров длины. А, может, она и не носила. В то время знатные семьи могли после смерти близкого человека заказать или купить украшение специально для погребального убранства.
Каждая серьга состояла из диска, украшенного в центре сложным многолепестковым цветком и маленькими цветочками. К ней крепилась «база» с фигуркой богини Ники, управляющей конями. И все это — в пальметках, лепестках и завитках. Два эрота по бокам лошадиной" композиции, ниже — месяцеобразная, богато украшенная база, которую обрамляют цветы, а от них спускаются цепочки с подвесками. В общем, дорого-богато. Серьги по праву считаются одним из прекраснейших произведений античных ювелиров. И хранится эта красота в Эрмитаже.
Серебро Херсонеса
Первые раскопки античного полиса Херсонес в Севастополе были проведены в 1827 году. Через семьдесят лет изучения археологами древнего города, была сделана удивительная находка. Во время раскопок 1897 года удалось открыть храм, под алтарем которого находился тайник.
Вот как описывал его содержимое знаменитый исследователь Херсонеса Карл Косцюшко-Валюжинич: «Обнаружена гробничка, старательно сложенная из черепиц, положенных в 3 ряда на извести, и закрытая мраморной плитой, сверху которой находился бетон... На мраморной дощечке, на которой стоял ковчег, лежали отпавшие от него серебряные приборы: крючочек с застежкой и две завесы от крышки, а также остатки истлевшей ткани, в которую был завернут ковчег».
Внутри серебряного ковчега, украшенного изображением Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла, а также святых, архангелов и Девы Марии, лежали завернутые в истлевшую ткань частички мощей. Мощи неизвестного по сей день святого — вероятно, погибшего на костре, так как кости были тронуты огнем, были переданы в новый храм Святого Владимира. А серебряный ковчег с 1900 года хранится в Эрмитаже.
Маска, я тебя не знаю!
Один из интереснейших экспонатов Государственного Эрмитажа — посмертная золотая маска античного времени. Обнаружена она была в одной из самых таинственных гробниц.
Место события — Керчь, год 1837. Раскопан один из курганов в окрестностях города, в месте, которое местные жители называли Глинищем. Антон Ашик, изучивший немало керченских курганов, в этом обнаружил каменный саркофаг с женским скелетом.
Убранство пышное, подобающее знатной боспорянке: от расшитой золотом накидки сохранились только бляшки, от головного убора — золотой венок. Лицо усопшей было прикрыто золотой маской. Среди погребального инвентаря оказалось серебряное блюдо с именем боспорского царя Рескупорида. Эта династия правила в I-IV веках н.э.
Сначала ученые предположили, что в гробнице — царица. Затем, после изучения вещей, высказали гипотезу, что здесь собрали разные погребальные комплексы, причем один — из, возможно, ранее разграбленного мужского погребения. Детали конской сбруи, кинжал и некоторые другие предметы обычно в женских захоронениях не встречались. Возможно, в последнее пристанище знатной боспорянки таким образом перекочевало и блюдо, и «чужая» золотая маска — в ней усмотрели мужские черты. Российский археолог Олег Шаров предложил провести антропологическое исследование на основе маски — и оно показало, что там могла принадлежать человеку ростом 170-175 см. Или захоронение изначально было парным.
Шлем с мыса Ак-Бурун
Через год после окончания Крымской войны началось возведение крепости Керчь. Место, которое выбрали для ее постройки, изобиловало курганами. До группы, находящейся на мысе Ак-Бурун, добрались только в 1875 году.
В третьем из раскопанных курганов оказались два погребения, одно из них — знатного воина, тело которого кремировали в конце IV- начале III веков до н.э. Судя по количеству золотых предметов в могиле, мужчина явно принадлежал к местным «сливкам общества». Золотые ожерелье, перстень, застежка, элементы золотого венка, бляшки, и многое другое, говорили о его статусе. Но самой удивительной находкой стал золотой ажурный шлем — не элемент боевой защиты, а часть парадного убранства.
Неведомый ювелир будто сплел шлем из листьев, стеблей, цветов и бутонов, однако смог создать впечатление, что это именно мужской головной убор. Ученые предположили, что надевался шлем поверх войлочной или кожаной шапки.
Печаль, воплощенная в мраморе
Уникальные памятники из прошлого далеко не всегда сделаны из золота или серебра. У северной оконечности Керченской бухты в 1834 году в породе вырубали выемку под флагшток — и обнаружили гробницу. Когда-то в этом месте находился некрополь античного города Мирмекий.
Мародеры опустошили погребения, но мраморные саркофаги остались на месте: немного поврежденные, но прекрасные. Судьба одного из них неизвестна. А вот второй сначала находился в Керчи, а в 1851 году отправился в Петербург и стал украшением античной экспозиции Эрмитажа.
Вот как упоминал Мирмекийский саркофаг швейцарский путешественник Дюбуа де Монпере. Ему повезло оказаться в Керчи после того, как была сделана находка.
«Слева можно лишь различить группу из трех персонажей, — описывал он фасадную часть саркофага. — Из них первая — сидящая женская фигура, на которую обращены взгляды двух мужчин... Ближайший к ней, одетый в плащ и хламиду, собирается уйти, в то время как другой, одетый так же, по-видимому, прислушивается к разговору. За спиной сидящей женской фигуры видна коленопреклоненная женская фигура, от которой уцелела нижняя часть, за ней следует целый ряд ног».
Само сооружение украшено фигурками амуров, животных, гроздьями винограда, плодами, листьями.
Известно, что саркофаг был изготовлен не в Крыму, а привезен из Греции, это произошло в 180-190 гг. I века нашей эры. Официальное название экспоната — «Саркофаг со сценами жизни Ахилла»: считается, что на нем изображены герои античных мифов.
Кстати
— В коллекции Государственного Эрмитажа есть еще один саркофаг из Керчи, известный как «расписной». Стены его украшены цветными изображениями. Художник изобразил трапезу, интерьер мастерской художника, танцующие фигуры, всадников, музыкантов. Считается, что так он представил сцены из загробного мира.
— Всевозможные орудия времен палеолита из Крыма также поступали в разное время в Эрмитаж. Есть здесь экспонаты византийского, средневекового и других периодов жизни полуострова.
— Работы художников, путешествовавших в разное время по Крыму, хранятся в коллекции изобразительного искусства.





