Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Аргументы и Факты
krym.aif.ru
16+
Крым
Примерное время чтения: 14 минут
219

Ограбления и охота за чужими письмами. Как работала почта в XIX веке

Открытка начала ХХ века, отправитель из Симферополя желает «От всей души веселиться, а на меня прошу не сердиться».
Открытка начала ХХ века, отправитель из Симферополя желает «От всей души веселиться, а на меня прошу не сердиться». / Наталья Дремова / Из личного архивa

9 октября отмечается Всемирный день почты. В Крыму первая почтовая контора появилась уже через пять лет после вхождения полуострова в состав Российской империи — в 1788 году. Находилась она в Симферополе, на нынешней улице Некрасова, в одном из доходных домов купца Иоффе. О том, чем была почта для жителей Крыма в давние времена, с какими опасностями сталкивались почтальоны, как быстро доходили до адресатов отправления, вспоминает «АиФ-Крым».

С чемоданом писем

Если бы вы жили в Симферополе в конце XVIII века — строящемся, где только появлялись первые улицы, у вас вряд ли бы возникли затруднения с отправкой корреспонденции. Крым, присоединенный к Российской империи, вошел в уже сложившуюся почтовую систему, и здесь первым делом началось строительство почтовых трактов и почтовых станций на них. По этим более-менее благоустроенным дорогам ездили повозки с государственными гербами, оставляющие и забирающие на станциях почту.

В почтовые фуры впрягали шесть лошадей летом, а зимой, когда колеса менялись на полозья — четырех. На запятках повозки и под сиденьями можно было разместить 6 пудов (96 кг) посылок. Оплата за них бралась по весу. Более легкие почтовые кибитки требовали всего 2-3 лошадей — по числу ездоков, но и взять могли меньший груз.

В начале XIX века из Симферополя почта уходила дважды в день, и составляла несколько сотен пакетов в сутки. Служащие их сортировали, отправления, адресованные в один город или в одну губернию, складывали вместе, заворачивали в толстую бумагу — ее называли «картузной». Эти помеченные и связанные друг с другом пачки укладывали в чемодан — так и путешествовала корреспонденция.

Здание почту в Симферополе.
Здание почту в Симферополе. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Одной из доходных статей почтового ведомства была перевозка пассажиров. В екатериненские времена проезд одного пассажира стоил 1 рубль, и бесплатно с собой можно было взять около 8 кг багажа.

Предписание открывать постоялые дворы при почтовых станциях было связано с попытками облегчить багаж путешествующих. Право продавать здесь всевозможную снедь получали в первую очередь сами станционные смотрители. Но нареканий на провизию было очень много. Так, в Крыму путешественники жаловались на то, что им «предлагают пустой чай с черствым хлебом, а других продуктов достать невозможно», на немыслимую дороговизну — шутка ли, 10 коп. за пару яиц и 50 коп. за курчонка.

Открытка начала ХХ века.
Открытка начала ХХ века. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Автор «Универсального путеводителя по Крыму» от 1873 года Василий Кондараки был оптимистом: «На почтовых перекладных, которые содержатся в Крыму довольно хорошо, несравненно удобнее совершать поездки уже только потому, что выезд не задерживается, проезжаешь до 12 верст в час и имеешь возможность на каждой станции найти самовар, рюмку водки и кое-какую закуску».

А вот что писал в 1913 году в своем путеводителе Григорий Москвич: «Едущие на почтовых, или в почтовом автобусе пользуются правом бесплатно переночевать на почтовой станции, где имеется комната для проезжающих. Здесь же можно достать самовар и закусок, также по довольно высокой цене».

Открытки с видами Крыма были очень популярны у туристов.
Открытки с видами Крыма были очень популярны у туристов. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Справка
К 1896 году в Крыму действовало 28 почтовых трактов с 42 казенными станциями, на которых содержалось около трех сотен лошадей. Почта требовала скорости, поэтому со станционных смотрителей в первую очередь спрашивали за коней: они должны были быть здоровыми, сильными, сытыми. В 80-х годах XIX века хорошая лошадь стоила 30-60 рублей серебром. Для сравнения, рабочий в городе зарабатывал около 8-10 рублей в месяц.

О чем писали в 1910 году? Потеряли конверт, забыли адрес. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Караул, грабят!

Профессия почтальона сто лет тому назад была довольно привлекательной для людей простого сословия: почтовые служащие освобождались от призыва в действующую армию, флот, а также в государственное ополчение. Но эта служба была не только тяжелой из-за постоянных разъездов, но и очень опасной. Кроме мешков с письмами и пачек газет с почтовыми каретами отправляли ценные бумаги — акции, векселя, заемные письма, деньги. По все стране действовали целые шайки, подстерегающие почту, обычно встреча с ними заканчивалась потерей денежных сумок, ранениями, а то и гибелью почтальонов. В сороковых годах XIX века почтовые кареты были желанной добычей знаменитого крымского разбойника Алима. Легенды рисовали его как благородного местного Робин-Гуда, раздававшего деньги бедным. И он действительно не был стяжателем, равнодушен к накоплению богатств. Зато орудовал вместе с подельниками, которые обдирали проезжих до нитки. Схема простейшая: почтовую карету останавливали под любым предлогом: дорогу загородила телега, на обочине стоял экипаж, а кучер бегал, жестами прося о помощи... Потом появлялся щегольски одетый мужчина — конный или пеший, заявлял: «Я — Алим!» И подоспевшие сообщники отбирали у испуганных известным именем пассажиров деньги, часы, портсигары, украшения, вещи из багажа.

 Так выглядел почтальон в начале ХХ века.
Так выглядел почтальон в начале ХХ века. Фото: goskatalog.ru

Налеты то и дело совершались на конторы почты. Пик пришелся на 1904-1906 годы, когда эта деятельность полюбилась революционно настроенным гражданам.

В прессе то и дело появлялись коротенькие заметки:

«Ялта. На вышедшую вечером денежную почту, по дороге на Симферополь, в двух верстах от Ялты, напали восемь вооруженных людей и начали стрелять в почтальонов, которые, отстреливаясь, избегнули опасности, но один из почтальонов тяжело ранен», — это «Русское слово», март 1906 г. А вот сообщение из той же газеты, датированное октябрем 1910 г.: «Керчь. Четырьмя неизвестными ограблена почта, следовавшая в Еникале. Сбросив в ров подводу и возницу, грабители скрылись, захватив корреспонденцию».

Спрашивается, зачем грабителям частная переписка, какие-то приветы, курортные впечатления, любовные откровения? Все просто: солидная часть писем имела «начинку» — купюры разного достоинства и прочие ценные вложения.

Кстати

C начала ХХ века очень популярным становится такое почтовое отправление, как почтовая карточка — открытка. Конечно, отправитель уже не мог пооткровенничать в своих коротких посланиях, зато сообщить, что благополучно доехал, или, напротив, уезжает, сообщить, где отдыхает, дать указания о каком-то забытом деле — сколько угодно. Например, так: «10 мая 1908 г. Дорогая! Пишу на вокзале. Неожиданно мы с мамой уезжаем в Новороссийск. Вернемся к июлю. Две книги Инос. Вес. („Иностранный вестник“) мама заперла в шкафу...». Эта открытка, отправителей которой значится Ф. Брунс, проживавший по ул. Толстого в собственном доме, сейчас является экспонатом Музея истории Симферополя, одним из многих старинных писем и почтовых карточек, отправленных из губернского города.

Эта открытка с пейзажем Крыма была отправлена из Крыма в Кременчуг — одному из узлов обеспечения фронта во время Первой мировой войны.
Эта открытка с пейзажем Крыма была отправлена из Крыма в Кременчуг — одному из узлов обеспечения фронта во время Первой мировой войны. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Курьезы сто лет назад

Сегодня почта вооружена подробными инструкциями о том, что нельзя отправить в посылках и бандеролях.

А их коллеги лет сто назад то и дело сталкивались с необычными ситуациями. Например, в 1912 году газета «Южное слово» рассказала, что в Одессе по нерадивости служащего была повреждена посылка — внутри оказались... человеческие кости и «несколько древних предметов».

В Крыму тоже случались подобные курьезы. Так, в 1900 году симферопольский мещанин П. обратился в полицию: он выслал своему родственнику в Мелитополь полпуда табаку. А тому принесли посылку, внутри которой находились... булыжники. Только через два года&a d90 mp;nbsp;П. получил компенсацию от почтового ведомства в 30 рублей, которую счел крайне скромной.

А вот короткое письмо на ней: военнослужащего Георгия Рыбасова брат поздравляет с наступающим 1915 годом, мечтает скорей увидеться.
А вот короткое письмо на ней: военнослужащего Георгия Рыбасова брат поздравляет с наступающим 1915 годом, мечтает скорей увидеться. Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

В мае 1912 года в Симферополе гастролировал аферист. Он обходил квартиры, сообщал, что в местной почтовой конторе их давно ждут посылки. И нужно уплатить за их хранение — а то отправят назад. Люди немедленно вручали 2-3 рубля и получали расписку, что посылки будут доставлены на дом. Жулика удалось найти: на доверчивости симферопольцев зарабатывал экс-служащий почтовой конторы.

А вот какой случай произошел в Керчи. С жалобой на плохую работу почты обратилась 70-летняя старушка. «За 3 последних года она не получила ни одного письма, хотя сама регулярно посылала их родственникам, — описывала происшествие газета „Салгир“. — В почтовой конторе обнаружилось несколько десятков написанных ею писем — все без марок. Сама старушка отсутствие их объяснила нежеланием тратиться, не понимая того, что подобные письма задерживаются конторой».

Много времени прошло с тех пор. Почта давно вышла за те скромные границы «письма-посылки», в которых работала когда-то. Жаль только, что люди стали меньше писать друг другу...

Были отдыхающие, жаловавшиеся, что в Крыму «Скука, мука и скука».
Были отдыхающие, жаловавшиеся, что в Крыму «Скука, мука и скука». Фото: Из личного архивa/ Наталья Дремова

Факт
Мы привыкли к почтальонам-женщинам. Мало кто знает, что только в 1909 году российское почтово-телеграфное ведомство «в виде опыта» организовало небольшой штат первых женщин-почтальонов. Но только через 10-15 лет, уже после революции, письмоносицы в провинции перестали быть диковинкой. Служба почтальона так долго оставалась истинно мужским делом потому, что требовала недюжинных сил и храбрости.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах