В Крыму уже около года в общественном транспорте контролеры выявляют безбилетников. До недавнего времени можно было воззвать к совести «зайцев», попросить добровольно оплатить удобным способом проезд и ехать дальше, или покинуть салон. А теперь появилась мера воздействия: их будут штрафовать.
Разные хитрости
Во всех троллейбусах и автобусах, работающих в Крыму, оплата принимается в электронном виде. Более того: она поощряется, проезд при оплате картой стоит на пять рублей дешевле. Некоторые перевозчики — но не все — принимают и наличные, если пассажиру удобнее расплатиться так.
До введения валидаторов в общественном транспорте — а это произошло в 2021 году — «зайцы» пытались избежать встреч с контролерами или козыряли всевозможными поддельными удостоверениями. В музее ГУП «Крымтроллейбус» со временем даже скопилась целая коллекция таких псевдо-документов.
За несколько лет безбилетники, в отсутствии возможности проверить оплату по банковской карте, выработали свои приемы, позволяющие снизить расходы на транспорт.
«Иногда они просто игнорируют валидаторы, иногда имитируют оплату: карточку подносят, но не прикладывают к устройству, — рассказал „АиФ-Крым“ начальник филиала автоколонна ГУП РК „Крымтроллейбус“ Илья Шоман. — Когда в салон входит много людей, „зайцы“ не дожидаются, пока после оплаты предыдущего пассажира загорится зеленый индикатор: прижимают свою карту, делая вид, что заплатили. Чаще всего такое происходит в больших автобусах, где задняя площадка отдалена от места водителя, и сложно проконтролировать, сколько пассажиров вошли. И, конечно, водитель не может выйти в салон, привлечь внимание пассажиров, настоять на оплате проезда».
Рабочая группа по выявлению безбилетников работает почти год. «Вооружена» она специальными терминалами, которые не имеют функции снятия денег с карточек. Устройства просто подтверждают либо опровергают факт оплаты. Если пассажир платил наличными, подтверждение тому — чек от водителя.
«Проверяющий заходит в автобус, прикладывает специальную карту сначала к терминалу, который находится у водителя, а затем — к своему, с которого будет производиться проверка, — описывает действия контролера Илья Шоман. — Наличие или отсутствие Интернета при этом значения не имеет. В период проверки останавливается возможность оплатить проезд, так что, безбилетники не могут это сделать».
Чужие карты
Некоторые крымчане скептически относятся к терминалу в руках контролера. Пожилые люди боятся, что во время проверки с карт каким-то образом спишутся деньги. Ведь у многих льготный проезд «привязан» к картам, на которые поступают пенсии. Поэтому приходится разъяснять, как все работает. И можно попросить у проверяющего удостоверение.
Когда терминал показывает, что пассажир едет по льготной карте, контролер имеет право попросить предъявить документ. Крым сейчас на первом месте в России по количеству категорий пассажиров, которым предоставлен льготный проезд: их 32! И этот перечень пополняется. В республике примерно 35-40% пассажиров ездят бесплатно.
Порой обнаруживается, что люди используют чужие льготные карты. Например, позаимствованные у пожилых родственников, которые почти не выходят из дома. Такие карты имеют ограничения: между поездками должно пройти 30-40 минут. Но для школьника или студента, или работающего человека это несущественно.
Вопрос об ответственности для таких, чрезмерно «экономных» крымчан, еще прорабатывается. А если говорить о количестве «зайцев», то их вряд ли стало больше. Это примерно 3-5%, всех пассажиров.
Недавно представители «Крымтроллейбуса» впервые вышли в рейд с сотрудниками администрации города и правоохранителями.
Начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Георгий Сухацкий сообщил, что в отношении безбилетников были составлены протоколы об административном нарушении, они будут привлечены к ответственности. Он пояснил: штраф за безбилетный проезд в общественном транспорте составляет 1-1,5 тысяч рублей.
«Зайцам» впору задуматься: стоит ли кататься бесплатно? Ведь при разоблачении во время рейда придется в качестве штрафа заплатить сумму, которой бы хватило на 33-50 поездок.
В Крыму, в отличии от Севастополя, платить за проезд принято при входе в транспорт. Это не только удобнее. Внесение пассажиром денег — основание для страхования здоровья и жизни на время поездки. ДТП, падение в салоне, травма из-за не вовремя закрывшейся двери — случаи редкие, маловероятные, но все-таки реальные.
Иногда при оплате картой на терминале высвечивается информация о том, что та находится в стоп-листе. Почему такое происходит?
«Случается, что баланс на счете минимальный, меньше стоимости проезда — менее 30 рублей, — объяснил Илья Шоман. — Тогда в системе, которая обслуживает терминалы в транспорте, эта карта попадает в стоп-лист. Чтобы вывести ее оттуда, следует пополнить счет, зайти на интернет-ресурс «Транспортный портал Республики Крым» — и вывести ее из «стоп-списка».
Другие случаи, когда валидатор показывает занесение карты в стоп-лист — технический сбой, истечение срока действия карты.