Примерное время чтения: 5 минут
207

Купи-продай. Где и как чаще страдают потребители и как защитить свои права

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Крым №13 22/03/2023
Одно из самых частых нарушений — несоответствие цен на ценниках в торговом зале и на кассе.
Одно из самых частых нарушений — несоответствие цен на ценниках в торговом зале и на кассе. / Юлия Герасимова / АиФ

Время от времени крымчане выставляют в группы в соцсетях удивительные «сюрпризы», с которыми пришлось столкнуться. Тут и стёкла в банках с консервами, и сыр с роскошной, но не предусмотренной стандартом плесенью, и чебуреки из баранины, в которых это мясо «не ночевало». Ещё чаще людям приходится сталкиваться с нерадивыми исполнителями самых разных услуг. 

Кому и куда жаловаться, как вернуть некачественный товар, есть ли вообще смысл в «походе» за правдой и справедливостью?

Процесс отработан

Несколько дней назад в Феодосии суд вынес приговор местному жителю, который решил «подзаработать». Как сообщила старший помощник прокурора Крыма Дарья Бирюк, осужденный предлагал феодосийцам изготовление и установку пластиковых окон. Брал деньги в качестве аванса, и... ничего не делал. За полгода обмануть ему удалось 16 заказчиков и собрать 700 тысяч рублей. Теперь «оконщику» придётся три года выполнять принудительные работы и возместить обманутым людям ущерб. 

Чаще всего крымчане свои права не идут защищать потому, что считают ущерб обидным, но не настолько, чтобы предпринимать конкретные действия. Или просто не знают, как это можно сделать. Между тем, рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК и Севастополю Виктория Воронова, в республике работает консультационный центр. «Там абсолютно безвозмездно сначала подготовят претензию по конкретному случаю, — пояснила она. — А затем разъяснят, что человеку делать дальше. Если требуется, бесплатно подготовят исковое заявление в суд. И на этом этапе включаются органы Роспотребнадзора либо наши территориальные отделы. Мы выходим в суды и даём своё заключение».

По результатам прошлого года было дано 299 таких заключений. Суды в 98% вынесли решения в пользу потребителя. Пострадавшим от некачественных товаров и услуг возмещено более 30 млн рублей.

Кстати, потребителем является не только человек, который уже приобрёл товар или оплатил услугу. Тот, кто намерен это сделать — тоже по закону потребитель. И имеет право защищать свои права даже на стадии, когда ещё не отдал свои деньги. Когда, например, человек в магазине видит такое нарушение, как разница между ценником и стоимостью товара в чеке. 

При покупке кассир обязан выдать покупателю кассовый чек. Но не обязательно бумажный, чек может быть отправлен при помощи СМС или электронной почты.
При покупке кассир обязан выдать покупателю кассовый чек. Но не обязательно бумажный, чек может быть отправлен в электронном виде при помощи СМС или электронной почты. Фото: АиФ/ Ксения Туртыгина.

Снимать можно!

Нередко покупателей в торговых точках встречают объявления о запрете фото- и видеосъёмки в торговом зале. Или сами продавцы и менеджеры пытаются такому процессу препятствовать. Такие обращения в Роспотребнадзор по РК и Севастополю поступали.

«В конце 2020 года были изданы новые правила торговли по розничному договору купли-продажи, — напомнила Виктория Воронова. — И там закреплено право потребителя на сбор информации о товаре любым доступным способом. В том числе — при помощи видеосъёмки и фотофиксации».

Предприниматели, которые всё-таки запрещают это, после жалобы покупателя получат предостережение. Если их придётся вынести несколько, далее последует обращение в суд.
Нередко специалисты сталкиваются со случаями, когда претензии покупателя — это его собственный недосмотр. Не все товары можно вернуть, если они качественные. В крымской практике были случаи, когда люди решили свои средства сберечь в товаре. Так, один крымчанин купил десять телевизоров, и был уверен, что сможет их вернуть в течение двух недель. Краткосрочная «инвестиция» не получилась. Вернуть такой товар можно  только если в нём выявлен какой-то недостаток.

Такие случаи были и с бытовой техникой, которая имела гарантию на год и более. Покупали даже кондиционеры в количестве пятнадцати штук! 

В последние годы сильно оживились «специалисты», зарабатывающие на том, что по чрезвычайно завышенным ценам предлагают свои товары и услуги. Их аудитория чаще всего — пожилые люди. Пенсионеров «раскручивают» на новые окна и двери, газоанализаторы, водомеры, медицинские приборы, и прочее. Выманивают по 100, 200 или даже 300 тысяч рублей за раз. Причём с покупателем заключается договор: это создаёт иллюзию добросовестности сделки. 

Совет в этом случае, говорит Виктория Воронова, один: ничего не подписывать, ни на что не соглашаться. Попросить оставить договор, чтобы обдумать сделку, показать бумаги кому-то из родных. Конечно, распространители сверхдорогих товаров оставлять что-либо откажутся и уже к покупателю не вернутся.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах