Вечером 16 июля в Ялте умер известный кинорежиссер и сценарист Юрий Кара. Накануне он был госпитализирован в Ливадийскую больницу, где врачи диагностировали обширный инфаркт. К сожалению, после операции состояние режиссера не улучшилось, и он скончался.
Любимое место
Не будет преувеличением сказать, что для Юрия Кары Крым стал вторым домом. Сюда он приезжал на кинофестивали, здесь были снятые многие его фильмы.«Печальная новость для друзей, близких и почитателей таланта, огромная утрата для отечественного кино. Ушел из жизни Юрий Кара», — сообщила хорошо знавшая мастера организатор Фестиваля кино и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир» Елена Иваниченко.
Крым оставил свой след в творчестве режиссера.И при его жизни он уже стал незримым участником крымских киномаршрутов, на которых туристам показывают разные локации, отметившиеся в разных фильмах.
Например, помещение в санатории «Украина» в фильме «Пиры Валтасара» превратилось в банкетный зал, где пировал Сталин со своими сподвижниками. А Воронцовский дворец в Алупке стал резиденцией Гамлета в одноименном фильме.
У Крыма был шанс «отсняться» в фильме Юрия Кары по повести Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И все шло к тому: в 1991 году на «роль» Иерусалима был выбран Судак. Возле знаменитой генуэзской крепости поставили декорации. Были договоренности с военными об участии в съёмках солдат-срочников. Даже закупили животных, без которых улицы древнего города не «оживут». Тогда, кстати, режиссер с возмущением обнаружил, что пригнали неправильных верблюдов — двугорбых, которых в те времена на Ближнем Востоке просто не было.
Тогда будто полоса крупных и мелких неприятностей пошла, перечеркивая планы режиссера на Крым:неясно было, сможет ли сняться в ролиИешуа Николая Бурляев, не прибыл оператор, обычно сухая судакская осень «порадовала» затяжными дождями и даже снегом... Натурные съемки в итоге прошли в Израиле. А фильм долго не выходил в прокат и был показан лишь через 17 лет после своего создания: его показали на Московском кинофестивале. Но одна крымская сцена в нем все же есть — попадание директора театра «Варьете» Степана Лиходеева в Ялту.
«Отснять можно все!»
Севастополь тоже попал в фильмы Юрия Кары. Здесь снимали эпизоды для «Репортера» — киноленты о современных тележурналистах. Тогда, кстати, над многими зданиями города-героя появились сине-бело-красные флаги. Не российские, но сербские. По сюжету, события происходили в Белграде. В Крыму снимались и сцены бомбардировок Югославии американской авиацией, и немало других сцен.
Симферополь — а точнее, его небольшой аэродром «Заводское», стал местом, где отсняты сцены одногоиз самых пронзительных, честных и душевных фильмов — «Завтра была война».
В фильме «Королев» северные пейзажи и «магаданские» виды с «лагерем» — это плато горы «Ай-Петри».
В «Ворах в законе» изображена Ялта, а не Абхазия — да так, что не каждый крымчанин поймет, что видит пейзажи полуострова. Ялтинцы, конечно, узнали и Дворец пионеров, и гостиницу «Ялта-Интурист», и дорогу на Байдарские ворота... Юрий Кара не раз повторял, что на полуострове можно снять все: знойного юга до сурового севера.
На одной из встреч с журналистами в Крыму Юрий Кара упомянул, что хотел бы снять фильм о легендарном разведчике, Герое Советского Союза Николае Кузнецове. Жизнь и подвиг этого человека, на счету которого множество удачно проведенных операций, в том числе и уничтожение высших военных чинов Германии, вдохновлял режиссера.
Но не сложилось. Можно только представить, как горько было ему наблюдать за новостями из Львова, где снесен Холм Славы с могилами освободителей города и захоронением Николая Кузнецова. Мэр Львова при этом предложил обменять останки советских солдат на боевиков ВСУ.
