Примерное время чтения: 5 минут
554

Готский след и стопки плошек. Археологический сезон начался с сюрпризов

Коня уложили во входную яму склепа.
Коня уложили во входную яму склепа. / Анастасия Стоянова / Из личного архивa

Всё-таки одна золотая серьга со вставкой из красного стекла, похоже, досталась мародёрам. Её пару нашли несколько дней назад в грабительском шурфе. И теперь на счету Опушкинской археологической экспедиции пятнадцать серёжек, выполненных в одном стиле и найденных в разные годы. Такие носили местные красавицы во второй половине III — IV веках нашей эры.

Археологический сезон стартовал недавно, поэтому «парад находок» только начинается. Какие из них пополнили коллекцию похожих вещей, найденных ранее на могильнике Опушки, а какие стали настоящими загадками, выяснили krym.aif.ru.

Справка
Опушки – некрополь у одноимённого села в Симферопольском районе. На его территории совершали погребения представители различных культур в I в. до н. э. — IV в. н. э. Здесь открыты позднескифские склепы с многократными захоронениями, погребения сарматской культуры, традиционные склепы для аланских племен, а также трупосожжение германской традиции. Уже изучено 450 погребений.

Странный серый кувшин

Обычный человек находку назвал бы просто: кувшин серого цвета. Обнаружили его в «двойном» склепе. Примерно в первой половине III века люди выкопали склеп с узким коридором-дромосом и совершили там погребение. А в IV веке на этом же месте похоронили мужчину, уложив во входной яме лошадь. Мародёры основательно пограбили могилу, от покойника остались голова и ноги. От его имущества — фрагмент меча, застёжка-фибула и кувшин.

Загадочный серый кувшин и остатки меча.
Загадочный серый кувшин и остатки меча. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова.

В чём странность? Вся керамика, которую находят на могильнике, либо слепленная вручную местными умельцами — либо краснолаковая привозная, сделанная на гончарном круге в античных поселениях. А вот находка — из серой глины, но созданная с помощью гончарного круга, которого не знали местные жители-варвары.

«Кувшин явно приехал не с Боспора, не из Херсонеса, — рассказала заместитель руководителя Опушкинской археологической экспедиции Анастасия Стоянова. — Похожие сосуды из серой глины, с богатым орнаментом, известны в черняховской культуре. Она существовала на территории современных Молдавии, Румынии, Украины, связывают её с германцами — известными всем готами. Контакты с Крымом были через сарматов, с которыми они граничили на юге. Более того, какие-то представители черняховской культуры в предгорную часть полуострова проникали».

Но серый кувшин из Опушек внешне на «готские» сосуды не похож: те длинногорлые, а тулово напоминает вытянутый ромб. И орнамент не тот. А ручка с выступом характерна для сарматской лепной посуды. В общем, сплав каких-то завезённых и местных традиций.

Серьга найдена в грабительском шурфе.
Серьга найдена в грабительском шурфе. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова.

Эй, посуда, ты откуда?

Стопки мисок, плошек и прочей посуды, закопанных неглубоко между захоронениями, не так давно считались локальной традицией другого могильника — Нейзацкого. Тоже предгорного, существовавшего несколько веков, с погребениями разных культур. Учёные предполагали, что у представителей одной из них в IV веке н.э. возник такой обычай — закапывать на свободном от захоронений месте посуду. Пустую, скорей всего, некоторые вещи лежали перевёрнутыми: помянули умерших — и оставили.

В Опушках до позапрошлого года ничего подобного не находили. Потом наткнулись на одно захоронение посуды, на другое... В прошлом году отыскали два. Этот сезон также уже отмечен стопкой посуды.

«И теперь можно говорить, что это — некая закономерность не только для Нейзаца, но и для Опушек, — пояснила Анастасия Стоянова. — И люди, хоронившие там близких, объединены одной археологической культурой, она получила имя «нейзацкая». От Белогорска до Севастополя есть могильники III-IV веков с погребениями людей с близкими культурами».

Очень много бус

В одном из детских погребений обнаружено ожерелье из мелких бусин. Там же — большая бусина, из зелёного стекла и ещё одна — длинная, с бело-жёлтыми фестонами.

Бусы — керамические, стеклянные, янтарные, сердоликовые, гагатовые, из египетского фаянса, находят в больших количествах. Формы их разнообразны, встречаются в детских погребениях бусины в виде виноградной грозди, амфор, египетских божков и даже... фаллосов — возможно, они служили амулетами.

Разнообразие бус из могильника Опушки.
Разнообразие бус из могильника Опушки. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Стоянова.

Анализ стекла ведёт в Восточное Средиземноморье — Сирию, Месопотамию, Египет. Оттуда товар или сырьё (через центры производства) доставлялись в Крым.

Изобилие бусин — в женских могилах. Вероятно, наряд, расшитый по подолу определённым набором бусин в сине-зелёно-бело-жёлтой гамме — а это килограмма полтора — готовился именно как погребальный.

Кстати

Одна из крымских загадок — исчезновение людей позднескифской культуры. От них остались «многонаселённые» склепы, которые использовались долгое время. Археологи в таких находят десятки, а то и более сотни костяков. И вдруг в середине II века эта традиция исчезает.

А через 40-50 лет появляются новые склепы с узкими «коридорами», в которые протаскивали покойников — по 5-6 человек в один ярус, вещи и «разобранных на части» коней. И складывается даже не гипотеза — а пока осторожное предположение: не стали ли строители «новых» склепов причиной исчезновения поздних скифов? Могло ли пришлое население истребить их? Допустим, процесс начался в середине II века, а к середине III все позднескифские поселения в Крыму погибли. Или пришельцы вытеснили прежних хозяев территории. Или, что менее вероятно, настолько быстро ассимилировали, что люди позднескифской культуры всего за одно поколение сменили свою погребальную традицию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах