Вы ночевали в машине перед зданием, чтобы с раннего утра занять стратегическую позицию поближе ко входу? Может, прибегали в холодную осеннюю ночь несколько раз, чтобы убедиться, что значитесь в заветных списках? Давили ли вас в дверях или доводили до слёз утверждениями, что «вас здесь не стояло?» Нет, речь идёт не об очередях послевоенного времени за хлебом, не о советской эпохе с ее вечным дефицитом, когда «хвостились» за книгами, мебелью, люстрами.
Крым «накрыло» очередями три года назад, и если какие-то рассосались, то другие вроде бы и не уменьшаются. В своё время многофункциональные центры (МФЦ) создавались для того, чтобы максимально упростить получение документов. Принцип «единого окна», используемый в МФЦ, действительно экономит время и деньги. Вот только попасть к заветному окошку подчас не так-то просто: наплыв посетителей такой, что центры просто не справляются с объёмом работы. И, само собой, там, где ажиотаж, тут же появляются мошенники, желающие нагреть на нём руки.
Нажиться на нетерпении
![](https://aif-s3.aif.ru/images/008/771/ef076920394fff488ccdb82560f0fe47.jpg)
Когда МФЦ только начали открываться, схема работы мошенников была предельно простой: прийти пораньше, набрать талонов, а потом продавать их тем, кто прибыл позже. Стоимость одного талона, по словам очевидцев, составляла от трёх до пяти тысяч рублей. Зачастую у посетителей просто не оставалось иного выбора, как покупать «билеты в очередь» у спекулянтов, поскольку в терминале талонов было не застать. Такое обстоятельство усилило ажиотаж: люди стали появляться у дверей многофункциональных центров ни свет ни заря в попытках опередить торговцев очередью.
«С апреля этого года мы ввели обязательное внесение персональных сведений (имени, паспортных данных и так далее) при выдаче талонов электронной очереди, что значительно усложнило работу мошенников, — рассказывает директор ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Ольга Макарова. — Могу с уверенностью заявить, что внутренняя система распределения талонов исключает возможность спекуляции. Однако теперь незаконное формирование очерёдности ведётся мошенниками за стенами МФЦ».
Сейчас предприимчивые организаторы бизнеса на очередях работают так: не успевает посетитель подойти к многофункциональному центру, как его встречают спекулянты, утверждающие, что просто так в учреждение не попасть — нужно предварительно записаться в список. Как правило, под каким-то немыслимым номером. Однако, добавляют «доброжелатели», есть возможность передвинуться ближе к началу очереди. Но, конечно, не бесплатно.
Судя по всему, зарабатывать на нетерпеливых гражданах у мошенников получается неплохо: буквально в считанные месяцы «списочников» стало пруд пруди. На сегодняшний день под подозрением в мошенничестве со списками оказалось более двадцати человек. И это только те, на кого начальники региональных МФЦ написали официальные заявления в правоохранительные органы.
На войне, как на войне
Торговцы местами в очереди орудуют по всему полуострову. Причём на любые попытки сотрудников центров пресечь их деятельность реагируют дерзко, а порой даже агрессивно. Например, в Алуште две предприимчивые дамы вели списки и формировали очередь среди посетителей прямо перед зданием местного МФЦ. Узнав об этом, начальник отделения Владимир Ларионов сфотографировал предполагаемых мошенниц, чтобы в дальнейшем передать сведения об их работе в полицию.
«Женщины тут же подошли ко мне и спросили, на каком основании и зачем я веду съёмку, — рассказывает начальник алуштинского МФЦ. — У нас завязался непродолжительный разговор, в конце которого дамы заявили, что у меня будут большие проблемы. Я написал заявление в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело по факту угроз и мошенничества. Правоохранители пообещали провести проверку».
Начальник симферопольского МФЦ Светлана Школьникова также получала угрозы со стороны спекулянтов: к ней явились трое мужчин, которые заявили, что все попытки сотрудников центра избавиться от незаконных списков окончатся ничем. Разумеется, руководитель отделения незамедлительно написала заявление правоохранителям.
В Саках полицию пришлось вызывать прямо в отделение МФЦ: там завязалась драка между посетителями и спекулянтами.
«По словам заявителя, он пришёл задолго до открытия центра и занял очередь. Впереди него было несколько человек, которые дежурили в припаркованных рядом с центром автомобилях, — говорит начальник сакского отделения МФЦ Дмитрий Ципоркин. — Однако к часу открытия центра вместо нескольких человек пришли более десяти граждан, которые стали выталкивать заявителя из очереди, аргументируя это тем, что они все являются участниками одной сделки и пройдут, якобы, по одному талону».
Неизвестно, чем бы закончилось противостояние сотрудников МФЦ и торговцев очередями, если бы не подключились посетители центров. Во-первых, те стали наотрез отказываться от записи в списки. Во-вторых, они снимают на видео работу мошенников, пишут об их деятельности в соцсетях, словом, создают «бизнесменам» дурную славу. В-третьих, при появлении спекулянтов, люди теперь самостоятельно вызывают полицию, не дожидаясь, пока это сделают сотрудники МФЦ.
«Хочу сказать, что на сегодняшний день открыто списки уже никто не ведёт, — комментирует Ольга Макарова. — Мошенники поутихли, и атмосфера нормализовалась настолько, что у нас даже остаются свободные талоны. Особенно в субботу и воскресенье — в тех МФЦ, которые работают в выходные дни (это симферопольское, сакское и бахчисарайское отделения). Это подтверждает, что ажиотаж был искусственным».
Тем не менее руководство МФЦ напоминает, что все требования записаться в список или оплатить место в очереди — незаконны. В случае, если мошенники не дают посетителю пройти в здание центра, пока он не запишется в их очередь, следует немедленно обратиться в полицию — правоохранители, уверяют сотрудники центров, обязательно принимают такие вызовы. Можно просто проигнорировать «списочников», пройти в МФЦ и попросить о встрече с начальником. Тогда руководство отделения самостоятельно примет меры.