Примерное время чтения: 5 минут
568

Искусственный ажиотаж. Как крымские МФЦ борются с «торговцами очередями»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Крым №36 06/09/2017
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Вы ночевали в машине перед зданием, чтобы с раннего утра занять стратегическую позицию поближе ко входу? Может, прибегали в холодную осеннюю ночь несколько раз, чтобы убедиться, что значитесь в заветных списках? Давили ли вас в дверях или доводили до слёз утверждениями, что «вас здесь не стояло?» Нет, речь идёт не об очередях послевоенного времени за хлебом, не о советской эпохе с ее вечным дефицитом, когда «хвостились» за книгами, мебелью, люстрами.

Крым «накрыло» очередями три года назад, и если какие-то рассосались, то другие вроде бы и не уменьшаются. В своё время многофункциональные центры (МФЦ) создавались для того, чтобы максимально упростить получение документов. Принцип «единого окна», используемый в МФЦ, действительно экономит время и деньги. Вот только попасть к заветному окошку подчас не так-то просто: наплыв посетителей такой, что центры просто не справляются с объёмом работы. И, само собой, там, где ажиотаж, тут же появляются мошенники, желающие нагреть на нём руки.

Нажиться на нетерпении

Когда МФЦ только начали открываться, схема работы мошенников была предельно простой: прийти пораньше, набрать талонов, а потом продавать их тем, кто прибыл позже. Стоимость одного талона, по словам очевидцев, составляла от трёх до пяти тысяч рублей. Зачастую у посетителей просто не оставалось иного выбора, как покупать «билеты в очередь» у спекулянтов, поскольку в терминале талонов было не застать. Такое обстоятельство усилило ажиотаж: люди стали появляться у дверей многофункциональных центров ни свет ни заря в попытках опередить торговцев очередью.

«С апреля этого года мы ввели обязательное внесение персональных сведений (имени, паспортных данных и так далее) при выдаче талонов электронной очереди, что значительно усложнило работу мошенников, — рассказывает директор ГБУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Ольга Макарова. — Могу с уверенностью заявить, что внутренняя система распределения талонов исключает возможность спекуляции. Однако теперь незаконное формирование очерёдности ведётся мошенниками за стенами МФЦ».

Сейчас предприимчивые организаторы бизнеса на очередях работают так: не успевает посетитель подойти к многофункциональному центру, как его встречают спекулянты, утверждающие, что просто так в учреждение не попасть — нужно предварительно записаться в список. Как правило, под каким-то немыслимым номером. Однако, добавляют «доброжелатели», есть возможность передвинуться ближе к началу очереди. Но, конечно, не бесплатно.

Судя по всему, зарабатывать на нетерпеливых гражданах у мошенников получается неплохо: буквально в считанные месяцы «списочников» стало пруд пруди. На сегодняшний день под подозрением в мошенничестве со списками оказалось более двадцати человек. И это только те, на кого начальники региональных МФЦ написали официальные заявления в правоохранительные органы.

На войне, как на войне

Торговцы местами в очереди орудуют по всему полуострову. Причём на любые попытки сотрудников центров пресечь их деятельность реагируют дерзко, а порой даже агрессивно. Например, в Алуште две предприимчивые дамы вели списки и формировали очередь среди посетителей прямо перед зданием местного МФЦ. Узнав об этом, начальник отделения Владимир Ларионов сфотографировал предполагаемых мошенниц, чтобы в дальнейшем передать сведения об их работе в полицию.

«Женщины тут же подошли ко мне и спросили, на каком основании и зачем я веду съёмку, — рассказывает начальник алуштинского МФЦ. — У нас завязался непродолжительный разговор, в конце которого дамы заявили, что у меня будут большие проблемы. Я написал заявление в правоохранительные органы с требованием возбудить уголовное дело по факту угроз и мошенничества. Правоохранители пообещали провести проверку».

Начальник симферопольского МФЦ Светлана Школьникова также получала угрозы со стороны спекулянтов: к ней явились трое мужчин, которые заявили, что все попытки сотрудников центра избавиться от незаконных списков окончатся ничем. Разумеется, руководитель отделения незамедлительно написала заявление правоохранителям. 

В Саках полицию пришлось вызывать прямо в отделение МФЦ: там завязалась драка между посетителями и спекулянтами.

«По словам заявителя, он пришёл задолго до открытия центра и занял очередь. Впереди него было несколько человек, которые дежурили в припаркованных рядом с центром автомобилях, — говорит начальник сакского отделения МФЦ Дмитрий Ципоркин. — Однако к часу открытия центра вместо нескольких человек пришли более десяти граждан, которые стали выталкивать заявителя из очереди, аргументируя это тем, что они все являются участниками одной сделки и пройдут, якобы, по одному талону».

Неизвестно, чем бы закончилось противостояние сотрудников МФЦ и торговцев очередями, если бы не подключились посетители центров. Во-первых, те стали наотрез отказываться от записи в списки. Во-вторых, они снимают на видео работу мошенников, пишут об их деятельности в соцсетях, словом, создают «бизнесменам» дурную славу. В-третьих, при появлении спекулянтов, люди теперь самостоятельно вызывают полицию, не дожидаясь, пока это сделают сотрудники МФЦ.

«Хочу сказать, что на сегодняшний день открыто списки уже никто не ведёт, — комментирует Ольга Макарова. — Мошенники поутихли, и атмосфера нормализовалась настолько, что у нас даже остаются свободные талоны. Особенно в субботу и воскресенье — в тех МФЦ, которые работают в выходные дни (это симферопольское, сакское и бахчисарайское отделения). Это подтверждает, что ажиотаж был искусственным».

Бизнес-консультант Светлана Солдатова
Мой последний визит в МФЦ был в апреле этого года. В наших МФЦ оставляет желать лучшего ситуация с талонами: для того, чтобы их получить приходится занимать очередь с шести часов утра, иначе может просто не хватить. Один раз я пришла примерно в семь утра, с восьми часов началась выдача талонов, и мне на этот день уже не досталось. Думаю, такая ситуация сложилась из-за того, что когда Крым получил возможность перерегистрации документов, не был учтён потенциальный объём предстоящей работы. Поток документов, которые требуют обработки, не соответствует количеству сотрудников в многофункциональных центрах. Возможно, предстоящее открытие самого большого МФЦ в Крыму на 39 окон как-то снимет существующее сейчас напряжение. Нравится то, что сотрудники МФЦ очень вежливые. Руководители отделений стараются решать существующие проблемы. Но в целом могу сказать, что работа МФЦ в Крыму пока не соответствует стандарту оказания государственных услуг Российской Федерации.

Тем не менее руководство МФЦ напоминает, что все требования записаться в список или оплатить место в очереди — незаконны. В случае, если мошенники не дают посетителю пройти в здание центра, пока он не запишется в их очередь, следует немедленно обратиться в полицию — правоохранители, уверяют сотрудники центров, обязательно принимают такие вызовы. Можно просто проигнорировать «списочников», пройти в МФЦ и попросить о встрече с начальником. Тогда руководство отделения самостоятельно примет меры.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах