Нет большей радости, чем наряжать ёлку. Кое-кто, не подозревая об этом, украшает ёлку из года в год настоящими раритетами.
Но есть сотни, если не тысячи людей в стране, которые любуются ёлочными игрушками круглый год, меняют, продают, ищут. Это коллекционеры. И ради пополнения своего собрания они готовы отправиться в дальний путь, долго и настойчиво уговаривать коллег расстаться с каким-нибудь особо желанным экземпляром.
Чаще всего коллекционируют советские ёлочные игрушки 30-60-х годов. Это тридцатилетие было самым изобильным на новые формы и темы ёлочных украшений. А, главное, процесс изготовления тогда не был полностью механизирован. И каждой игрушке руки человека дарили чуть-чуть индивидуальности.
Ватная история
Анна Бабицкая свою коллекцию собирает всего семь лет. С того года, как познакомилась с будущим мужем. «Я тогда купила современную ёлочную игрушку — целующиеся мальчик и девочка, и решила, что каждый год буду отмечать подобной покупкой значимые события: свадьбу, рождение ребёнка, покупку своего жилья, — перечисляет Анна. — Чтобы за всю жизнь нашей семьи накопились такие тематические игрушки. Но оказалось, найти их невозможно, просто не выпускают. И тогда переключилась на советские ёлочные игрушки».
Если представить ёлку — огромную, с надёжными толстыми лапами, на которой Анна могла бы развесить свою коллекцию, она будет не меньше той, что стоит на центральной площади Симферополя.
И её можно было бы рассматривать часами, переходя от одной группы игрушек к другой: вот лыжники, вот ненец на олене, вот дети в зимних костюмах и обмотанные платками малыши — в каталогах эти игрушки имеют официальное название: укутыши. Снеговики, Снегурочки, Деды Морозы, клоуны, медведи, фрукты, Иванушка с Жар-птицей, и множество других маленьких фигурок успела собрать коллекционер из Симферополя.
«Вот эти игрушки ватные, которых современные дети могли видеть у своих бабушек и дедушек, — объясняет коллекционер. — Подобные делали ещё в дореволюционной России. Вату пропитывали клеем, отчего она приобретала прочность. Иногда фигурку лепили, пользуясь проволочным каркасом. Сверху такие игрушки посыпали толчёным стеклом, личики из мастики или ткани раскрашивали».
Ёлку, как известно, в 1927 году признали буржуазным пережитком: она ассоциировалась с Рождеством. А в это время как раз начала разворачиваться антирелигиозная кампания. Многие семьи, считавшие ёлку обязательной традицией, тайно добывали деревце, строго-настрого предупреждали детей, чтобы не сболтнули приятелям об этой зимней радости. Анна Бабицкая вспомнила, как в интервью с одним из коллекционеров прозвучала семейная история. Жительница Москвы вспоминала, как к концу декабря у подъездов их дома дежурили местные активисты: они наблюдали, чтобы никто не пронёс ёлку. Тогда женщины выходили с тазами белья — якобы стирать на реку. И, возвращаясь, под бельём проносили спрятанные ветки от схороненной на берегу ёлки.
Но в декабре 1935 года ёлку реабилитировали. Теперь она была элементом Нового Года. И с этого времени стали возникать артели по изготовлению ватных ёлочных игрушек. «Мне кажется, что такие игрушки очень тёплые, будто впитавшие светлые эмоции своих хозяев, — делится Анна. — А ведь некоторые экземпляры из моей коллекции пережили войну, есть несколько фигурок из Петербурга: они пережили блокаду».
Тайна безликого витязя
В 40-е ватные игрушки всё ещё производили, причём в невероятном разнообразии. И были среди них сказочные герои: например, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Мальвина.
Но настоящая сказочная революция произошла со стеклянными игрушками, и случилось это в 50-х. Начали выпускаться наборы по мотивам сказок Пушкина. В первом, посвящённом «Сказке о царе Салтане», были представлены само его величество, царица, князь Гвидон и царевна Лебедь. Затем изготовители игрушек стали осваивать другие сказки, и русские, и зарубежные.
«Среди всех «сказочных» героев из моей коллекции самый любимый — купец Мизгирь из «Снегурочки», — показывает Анна фигурку статного молодца в богатом кафтане с ярким кушаком. — Просто красавец-мужчина, изумительная работа. Есть князь Гвидон, причём в двух вариантах — игрушки ведь выпускали в разное время и разные фабрики. Вот его мать, жена Салтана — Милитриса».
Есть игрушки, которые сами по себе — загадки. Например, в наборе «Сказка о золотом петушке» — царь, звездочёт, петушок, Шамаханская царица, и даже её шатёр, есть фигурка витязя… без лица. Оно просто не прорисовано, что делает игрушку уникальной: всех остальных художники вниманием не обошли. И у Пушкина в этой сказке нет никаких витязей. Имеются два непутёвых сына, поссорившихся из-за коварной Шамаханской царицы. Возможно, предполагает Анна, игрушка всё-таки относится к другому набору, к «Сказке о царе Салтане», где «тридцать витязей прекрасных чредой из волн выходят ясных». Кстати, дядька Черномор в её собрании тоже имеется.
Ни одна артель или предприятие не могли выпустить ёлочную игрушку, минуя худсовет. В 30-е годы существовал Комитет по игрушке, где все эскизы проходили согласование. «На ёлке важно дать больше игрушек новой тематики, увлекательные для ребят образы строительства, героики. Например, завоевание Северного полюса, парашюты, планеры, оборонные игрушки, фигурки национальностей Союза», — перечислялось в руководстве «Ёлка» от 1937 года. Поэтому история ёлочных игрушек — это летопись Советского Союза, где игрушки порой знаменовали последние достижения. Скажем, подвиг папанинцев был воплощён в шаре с росписью, рекордные урожаи — игрушкой-снопом. Затеянная Никитой Хрущёвым кукурузная кампания ничем хорошим для колхозов не закончилась, зато появилось ёлочное украшение в виде кукурузного початка. Даже вышедший на экраны фильм «Карнавальная ночь» «отметился» в игрушке в виде часов, где стрелки застыли на «без пяти двенадцать». Полёт Юрия Гагарина надолго утвердил в производстве игрушек космическую тему: ракеты, космонавты, луна.
Изюминкой коллекции Анна считает вытянутую игрушку с изображением летящего голубя. Может быть, она не такая яркая, как другие, но… о подобных таких пока неизвестно. Хотя обычные шары с голубем вовсе не редки: их выпускали к VI международному фестивалю молодёжи 1957 года.
А для каждого из нас любая старая игрушка, из детства или юности — светлое воспоминание. Пусть она каждый год появляется на ёлке: на счастье.