Примерное время чтения: 6 минут
21327

Тайна, скрытая морем. Почему до сих пор не найден теплоход «Армения»

Четыре минуты для того, кто ждёт, могут невыносимо растянуться. Для того, кто пытается спастись, они проносятся в один миг. Ровно столько продержался на плаву торпедированный седьмого ноября 1941 года пассажирско-грузовой теплоход «Армения».

Людей никто не считал

Этот рейс для «Армении» должен был стать последним с Крымского полуострова. Она уже успела сделать десятка полтора рейсов из Одессы и Севастополя, увозя на Кавказ раненых и эвакуированных, архивы и ценности. 

Кстати
«Армения» была спущена на воду в 1930 году, к моменту гибели кораблю было 11 лет.
Шестого ноября 1941 года судно вышло из Севастополя в Ялту. Доподлинно известно — из справки оперативного штаба ЧФ, что в Севастополе на «Армении» был размещён морской госпиталь, военно-морской госпиталь ЧФ, медико-санитарный отряд, лазарет, другие медучреждения. Были на судне сотрудники «Артека» с семьями, партруководители. Общее количество людей на борту к моменту выхода из порта оценивалось в пять-семь тысяч человек.

А в Ялте предстояло взять на борт ожидавших на пристани раненых. В порту толпились люди — с чемоданами, узлами, с детьми на руках. В городе уже творился хаос. Бухгалтер Крымского управления по борьбе с оползнями Николай Дешкин, оставивший свои воспоминания о страшных дня оккупации, писал: «Наш праздник седьмого ноября был отмечен только грабежами в городе всего оставшегося государственного и общественного имущества и пожарами гостиниц, санаториев и государственных учреждений».

На корабль грузили, в первую очередь, подопечных медучреждений. Но мог ли капитан Владимир Плаушевский не принять рвущихся к трапу «гражданских»? «Армения» была заполнена «под завязку», на палубе уже даже не сидели — стояли, прижавшись друг к другу. Сколько всего было принято людей, так и осталось неизвестным. Конечно, не было никаких списков и севших на теплоход в Ялте беженцев. 

Оптимальным временем выхода считалась ночь — меньше было шансов попасть под авианалёт. Но «Армения», сопровождаемая двумя сторожевыми катерами, смогла выйти из порта только в восемь утра. 

В 11 часов 25 минут корабль был атакован бомбардировщиками (по другим данным, одиночным самолётом). Было сброшено две торпеды, одна из них угодила в носовую часть судна, и «Армения» затонула через четыре минуты. Один из катеров смог подобрать восьмерых людей, державшихся на поверхности. Все остальные погибли. 

Начальник штаба Ялтинского партизанского отряда Илья Вергасов шестое ноября в своих мемуарах описывал так: «Горит Ялта…Над нефтехранилищем бушуют огненные языки, чёрный дым кружится над молом, обволакивает последний теплоход — «Армению». Она наконец-то пришла. Мы переночевали в райотделе НКВД и на рассвете двинулись в лес. «Армения» всё ещё грузилась».

А седьмого ноября Вергасов со спутниками вышли в расположения отряда. Остановились на несколько минут на Никитской яйле: «Неожиданно солнце пробило толщу туч и пятнами стало ложиться на плато…И открылась даль моря. Мы все одновременно увидели «Армению». Теплоход шёл на восток, оставляя за собой расходящийся пенный след.

Два крохотных сторожевика сопровождали корабль. Это последний транспорт из покинутого города, на нем одиннадцать госпиталей, советский и партийный актив Большой Ялты, врачи, многие семьи партизан… И вдруг крик Захара Амелинова: «Идут!!!» Они, гады, шли с треском, воем, пронеслись над нашими головами метрах в двухстах-трёхстах. Мы видели лица летчиков. Бомбардировщики мгновенно оказались над теплоходом, выстроились, и началась безнаказанная карусель. Со сторожевиков ударили зенитные пулеметы, но разве плетью обух перешибешь? Теплоход переломился пополам и буквально за считанные секунды исчез».

Где искать?

Конечно, нужно сделать поправку, что мемуары писались после войны, когда некоторые детали сгладились. Например, то, что теплоход переломился и ушёл под воду чуть ли не мгновенно — из области фантазии. Но возможно ли было вообще увидеть «Армению» с Никитской яйлы к моменту атаки с воздуха? Кстати, время её в разных документах не совпадает, от «около 10 утра» до 11 утра и 11:25? Если её видел Вергасов и ещё несколько человек, то, получается, она ещё не ушла далеко от берега.

М. Яковлев, один из моряков сторожевика МО-04, называет место трагедии: мыс Сарыч. И вспоминал два самолёта, один из которых развернулся к Ялте, а второй сбросил торпеды.

Тайна «Армении», которую пытаются разгадать уже много лет — место, где она затонула. Всё-таки теплоход водоизмещением более 5,7 тысяч тонн и длиной свыше 107 метров — объект внушительный. Но почему корабль до сих пор не найден? Некоторые исследователи полагают, что его просто искали не там. 

Очень подробно историю поисков «Армении» исследовал заместитель директора по научной работе ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований» Виктор Вахонеев. Считается, что архивные дела, касающиеся расследования гибели судна, были уничтожены. И в советское время всерьёз поисками погибшего теплохода никто не занимался. 

Начались научные работы по поиску «Армении» в 2005 году: проводились архивные исследования и подводные работы в тех квадратах, где, предположительно, погиб корабль. «Первый квадрат располагался в 12 милях к югу от порта Ялта на глубине 470-500 м, — сообщил Виктор Вахонеев. — Он был выделен на основе координат из архивных фондов Черноморского морского пароходства и материалов Музея морского флота Украины. Второй квадрат располагался в пяти милях на траверсе мыса Аю-Даг (глубина 250 м). Координаты были обнаружены в архивных фондах Центрального Военно-Морского архива РФ и подтверждены материалами Военно-Медицинского музея Российской Федерации. Наконец, третий квадрат находился в 27 милях на траверсе мыса Сарыч (глубина 1200 м). Этот район был указан в архивных фондах Центрального Военно-Морского музея Российской Федерации и подтверждён материалами Музея Черноморского флота»

Первые два места поиска можно было смело вычеркнуть: там «Армения» не была обнаружена. А вот третий квадрат оказался со сложным подводным рельефом: расстояние между подводными каньонами достигало 20-40 метров, а высота отвесных стенок — до 35 метров. И техника, увы, помочь, не могла. В 2006 году украинским учёным помогал известный американский исследователь Роберт Баллард на своём судне Endeavor, оборудованном телеуправляемыми аппаратами. Работало судно в районе Артека, глубины там достигают 300 метров. И снова — ничего.

В 2007-м были исследованы участок от мыса Аю-Даг до Ай-Тодорского маяка. В 2008-м — акватория от Ялты до мыса Аю-Даг. «В процессе исследований было локализовано 83 звуковые цели, из которых как минимум 14 являются объектами подводного культурного наследия, — указал Виктор Вахонеев. — Эти 14 объектов представлены полным контуром морского средства (судно, катер или подводная лодка). Остальные объекты могут быть представлены или отдельными обломками судов, или геологическими категориями. Место гибели «Армении» не обнаружено».

Министерство обороны РФ два года назад привлекло к поискам опытное судно, сканировавшее дно на месте предполагаемой гибели теплохода. И… был «нащупан» затонувший корабль. Оказалось, что это — тральщик, бывший грузовой пароход «Работник». Позже были найдены другие подводные объекты — но не «Армения». Зато, упомянул Виктор Вахонеев, удалось составить карту возможных участков гибели судна. Так что поиски можно продолжить.

Кстати
Теплоход участвовал в съёмках фильма «Сокровище погибшего корабля», снятого режиссёрами Владимиром Брауном и Исааком Менакером (кинолента вышла на экраны в 1935 году). По сценарию, водолаз-краснофлотец получает предложение вскрыть сейф на борту затонувшего корабля, подготовленного к подъёму и бежать за границу. Моряк мучается угрызениями совести, решает исправить сделанное и возвращает старинные монеты.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах