143

Работа над ошибками. Какой был в этом году курортный сезон в Крыму

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Крым №38 22/09/2021
Владислава Макарчук / АиФ

«Бархатный сезон», возможно, будет подкорректирован прохладной погодой, которую обещают синоптики. Но на полуострове всё ещё ожидают туристов. В дополнение к тем 7,2 миллионам, которые побывали тут за 8 месяцев. Уже сейчас маленький Крым принял в гостей в три с половиной раза больше собственного населения. Это повод для радости и… огорчения.

Временные трудности?

В этом году все, кто задействован в турбизнесе ждали большого количества гостей. Дождались, и… оказалось, что самой инфраструктурной мощности не хватает.

«Самый главный недостаток — нехватка персонала, — пояснила исполнительный директор Ассоциации «Туристический альянс Крыма» Светлана Возная. — В этом году мы очень жёстко это прочувствовали. Когда в отеле или ресторане не хватает персонала, очень трудно оказать услугу на пять баллов. В этом году мы всё-таки справились».

Не хватало горничных, официантов, администраторов и других сотрудников: по самым скромным и предварительным оценкам, не менее 30%. Поваров с опытом были готовы нанять во многих местах — но те не спешили занимать горячие вакансии. Слишком небольшие зарплаты предлагали за длинные смены с одним выходным в неделю или даже без таковых. Многие отели и пансионаты в этом году использовали вахтовое привлечение персонала. Доходило порой до того, что студенты профильных техникумов из других уголков страны, решившие подработать в Крыму, до места назначения не доезжали. Их перехватывали отели-конкуренты.

Светлана Возная рассказала, что сейчас ведутся переговоры с отельерами Краснодарского края об обмене персоналом. Чтобы работавшие летом в Крыму сотрудники не ушли до следующего сезона на вольные хлеба, а продолжили работать по специальности. Такая практика когда-то уже существовала. А зимой всегда нужны дополнительные сотрудники на горнолыжных курортах. Хотя есть вероятность, что уехавшие… не вернуться: всё-таки за проливом и выбор работы больше, и зарплаты весомее.

В Крыму далеко не у всех курортных объектов есть общежития для персонала. Порой сотрудникам предлагают устраиваться самостоятельно. Снимать квартиру, особенно на Южном берегу на месяц, два, три, дорого.

Этим летом Крым встретил туристов с новыми предложениями: от легких домиков в шаговой доступности от моря до улучшенных кемпингов. Некоторые предложения, вроде отдыха в переоборудованном металлическом контейнере за несколько тысяч с человека, вызывали удивление. Однако гости смотрели, в первую очередь, на необходимый минимум удобств: наличие санузла и кондиционера. 

Завалили — разгребаем

В этом курортном сезоне полуостров просто захлебнулся в «мусорной волне». 

Заместитель министра ЖКХ РК Жанна Дикая уже озвучила причину: не сработали на перспективу. То есть, не разработали новые графики вывоза отходов, не стали чаще опустошать контейнеры. В Судаке и окрестностях летом сами площадки для мусорных контейнеров превратились в свалки. Сбор отходов был просчитан, пусть и с небольшим запасом, но для постоянного населения. А оно увеличилось в приморских городах и поселках в разы. При этом те, кто на туристах зарабатывали — владельцы общепита, легальных и нелегальных мест приёма за дополнительный мусор не платили. Не налажена в Крыму практика взимания по «курортному» и «межсезонному» тарифам. И нет возможности проверки реального объёма отходов от курортных предприятий: а они норовят занизить количество своего мусора.

В октябре и ноябре крымские волонтёры традиционно начнут выходить на уборки побережья. В любимые «палаточниками» места, где остались горы мусора. Из 4 млн автомобилистов, добравшихся до Крыма, примерно половина как раз предпочитает жизнь в палатках на берегу. Там, куда не доберутся волонтёры, возможно, уборку проведут к началу следующего сезона: в местных бюджетах нет средств на систематический вывоз отходов. 

Из других претензий туристов: высокие цены, особенно на курортах, недостаток развлечений, состояние санаториев, пансионатов и прилегающей к ним территории, испорченные многоэтажной застройкой виды. Последнее вряд ли исправимо. А что с остальными недостатками?

«В турсервисе есть такая важная составляющая, как демонстрационный эффект, — рассказал доцент кафедры туризма факультета географии, геоэкологии и туризма Таврической академии Крымского федерального университета Игорь Вахрушев. —

У Крыма здесь некая патовая ситуация. Из-за санкций нет сетевых отелей, не работают крупные туроператоры. Когда они есть, то задают уровень сервиса. А остальные на них равняются. Нет вопросов с обучением персонала, перемещения его по регионам, и так далее. Кроме того, мы помним об эффекте «разбитых окон»: когда люди видят мусор или обшарпанные здания, то сами не стремятся соблюдать чистоту. У нас не должно быть всех этих «мусорных» элементов».

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах