Каждое утро, незадолго до рассвета, на Малаховом кургане появлялся человек. Расставлял мольберт, готовил кисти — и ждал первых лучей солнца. Раскинувшийся внизу Севастополь он хотел запечатлеть именно в это время. Сюда же подтягивались два взвода пехоты и отделение матросов. Одеты они были, правда, необычно для 1901 года…
165 лет назад, 17 июня — а по другим данным, 15-го — родился талантливый русский художник, мастер батальной живописи Франц Рубо. Человек, к которому с большим уважением и почтением относятся жители Крымского полуострова. Даже те, кто, возможно, и не помнит фамилии художника. Но таким достаточно единственной подсказки: тот, кто создал панораму «Оборона Севастополя 1854-1856 гг.».
Об истории её создания в день рождения Рубо рассказывает «АиФ-Крым».
Лица из прошлого
В конце XIX века панорамы — огромные полотна с передним натурным планом из объёмных материалов, только начали входить в моду. Публику притягивал «эффект присутствия», возможность увидеть батальные сцены, виды, ряд жанровых сцен, сливающихся в единое повествование.
Полвека обороны Севастополя решено было отметить появлением огромного полотна, посвящённого тем событиям. И воплотить эту идею Комитет по увековечению памяти о героической обороне Севастополя поручил Францу Рубо. У него уже был опыт создания панорамы. Первое его такое масштабное детище — «Штурм аула Ахульго», демонстрировалось на выставке в Нижнем Новгороде. Это была вообще первая панорама в России.
А в 1901 году Франц Рубо в первый раз приехал вместе со своими учениками в Севастополь. Он знакомился с городом, ездил на батареи, писал этюды. Для этого, рассказала заведующая Панорамой Севастопольского военно-исторического музея-заповедника Екатерина Бойко, в распоряжение художника поступили не только солдаты и матросы. На складах отыскалось оружие и обмундирование времён Севастопольской обороны. И правильно одетые и вооружённые служивые позировали художнику и даже изображали моменты боя.
Панорама для Севастополя была особой работой. Покорение Кавказа Рубо писал, хоть и изучив историю события, использовав свой опыт мастера батальных сцен, но всё-таки так, как считал нужным. Но здесь от него ждали максимального приближения к севастопольским реалиям.
Для панорамы решено было выбрать штурм Малахова кургана 6 июня 1855 года. Тогда русские войска смогли удержать эту важнейшую высоту.
В Севастополе Франц Алексеевич сразу попал в заботливые руки подполковника Иустина Протопопова: тот входил в упоминавшийся уже комитет. С одной стороны, по первому слову художника его знакомили с ветеранами обороны, вели по городу, предоставляли всё, о чём он спрашивал. С другой же стороны — аргумент «я художник, я так вижу!» успеха не имел. Педантичный Протопопов составил для Франца Алексеевича обширный список воинских подразделений, находившихся 6 июня 1855 года на Корабельной стороне. С подробнейшим описанием вооружения и обмундирования.
В общем, муза Франца Рубо была дотошна и строга к мелочам.
Из этой первой поездки художник привёз около 50 этюдов, эскизов, набросков и фотографии.
А Францу Рубо предстояло доказывать, что даже на огромном полотне невозможно изобразить шесть с лишним тысяч человек, не считая орудийной прислуги. Хотя все иные поправки принимал во внимание.
Дважды покидала Севастополь
Лица защитников Севастополя — это не только изображения современников Рубо, которые позировали художнику. Некоторых герои — участники обороны города, которых он писал по портретам. Со многими ветеранами — и офицерами, и нижними чинами, не раз встречался, к их советам тоже прислушивался.
Полотно было закончено к лету 1904 года — длиной в 115 и высотой в 14 метров. Был готов и передний план — все те предметы и макеты, которые монтировались перед самой картиной. Для перевозки панорамы пришлось выделить две специальных железнодорожных платформы, на которые водрузили намотанные на огромные валы фрагменты. В отдельном вагоне ехал передний план.
В Севастополе уже было отстроено здание, где в конце июля начался монтаж панорамы. Торжественно открыли её в мае 1905 года.
У этой панорамы удивительная судьба. Она дважды меняла название и дважды покидала Севастополь.
«Вчера с товарным поездом московско-курской железной дороги провезена через Москву в Петербург панорама «Штурм Малахова кургана», весом около 1500 пудов. Панорама эта выписана из Севастополя военным министерством по ходатайству «союза русского народа», — сообщила весной 1909 года газета «Русское слово».
«Петербургская газета» описывала её так: «Раннее утро... Восходящее солнце озаряет верхушки окружающих Севастополь гор, с которых густыми колоннами движутся на штурм французские и английские войска. Центр боя — Малахов курган. Здесь, действительно, царит целый ад. Вдали видны пожары складов... Взрывы снарядов, рукопашный бой с передовыми войсками…»
В Петербурге панорама пробыла несколько месяцев, после чего вернулась в Севастополь.
Второе «путешествие» творения Рубо было вынужденным и трагическим.
22 июня 1941 года на Севастополь обрушились первые бомбы с фашистских самолётов.
Спустя год, в этот же день, на здании Панорамы появились первые отметины от осколков снарядов. А ещё три дня спустя бомбы попали в него, вызвав пожар.
Спасли картину моряки — слушатели курсов командиров Береговой обороны ЧФ, подоспевшие пожарные, добровольцы. Бросались в горящее здание, руками и подручными инструментами рвали со стен куски холста. Всего удалось спасти 86 фрагментов. Как выяснилось потом, большая часть сгоревшего — небо. Севастопольское небо 1855 года, окрашенное первыми лучами солнца…
Панорама пострадала и от морской воды: эсминец «Ташкент», последний корабль, уходивший из осаждённого Севастополя, получил пробоину во время авианалёта. Но, к счастью, корабль добрался до кавказского берега.
И называлась уже, как и сегодня, «Оборона Севастополя 1854-1856 гг.».
Она осталась детищем Франца Рубо. Но стала смелее, полнее, правдивее. То, что не мог изобразить художник, ограниченный «рамками заказа», дополнило восстановленную панораму.
«Появились эпизоды: «Приезд Н.И. Пирогова на перевязочный пункт Малахова кургана», «Возвращение матроса Кошки на бастион», «Дети у мортиры», «Матрос Трофим Александров», «Атака английской кавалерии на III бастионе», сильнее выявлены линии затопления кораблей, показаны резервы в составе 3-х полков у Лазаревских казарм. Всего новые эпизоды составили 244 квадратных метра живописного полотна», — рассказала Екатерина Бойко.
Казалось бы, трудно современного человека удивить спецэффектами. Тем более таким «простеньким», который применяется в панорамах. А ведь удивляемся, впечатляемся, поражаемся, проходя по кругу, от одного фрагмента к другому.