Примерное время чтения: 6 минут
848

От «Эль-буяна» до «Эль-бриза». Крымчане создают свой электротранспорт

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Крым №27 06/07/2015

Осенью прошлого года симферопольцы могли наблюдать любопытную картину. Водную гладь пруда в районе кожзавода бесшумно рассекал катамаран. Несколько человек на берегу радовались, как дети. Это была команда энтузиастов, создающая «родные», крымские, электромобили.

Быстро и чисто

В тему
Крымчане не раз удивляли окружающих транспортом, сделанным своими руками: Симферополец Виктор Юзва создал несколько лёгких самолётов, в числе которых «Селезень-2», аппарат с самым коротким в мире разбегом для взлёта. Михаил Крупенко из Алупки соорудил действующую копию немецкого танка Pz-3. Машина, правда, лишь внешне выглядит грозно, она «родилась» из старого УАЗа и нескольких холодильников. Василий Выставкин из Сакского района изобрёл и собрал сельскохозяйственный ветромобиль.
Знакомьтесь: Михаил Демурия — человек, который уверен, что Крыму нужен именно электротранспорт — бесшумный, компактный, чистый. 

Михаил три года занимался продажей китайских электромобилей, а когда Крым воссоединился с Россией, решил: зачем возить иностранные, когда здесь, дома, есть все возможности для создания собственного производства. Неожиданно быстро нашлись единомышленники. За дело взялась команда из пятнадцати человек.

Цели перед собой «отцы» крымского электромобиля поставили амбициозные: в течение полугода выпустить 8 моделей транспортных средств: грузовой электромобиль в модификации — с короткой и длинной базой, пассажирский автобус на 11 мест, шестиместный VIP-автомобиль, классический катер с подвесным электродвигателем, скоростной электрокатер, электрокатамаран и электровелосипед.

«В декабре минувшего года я выиграл в Минэкономики грант под этот проект на 300 тысяч рублей, — рассказывает Михаил Демурия, сопредседатель общественной организации «Крымские инновационные технологии». — В январе мы нашли ещё одного крымского партнера, который начал софинансировать производство, разработчики вложили и свои деньги. В итоге, в июле презентуем электрокатамаран и электроавтобус. Если успеем, будет катер».

Последние приготовления перед спуском на воду электрического катамарана «Эль-Бриз». Фото: Крымэлектродвиж

Новое крымское чудо рождается в Красногвардейском районе, в небольшом цехе. Сначала здесь создают мастер-модель из картона, с нее снимают матрицу, после – тиражируют детали. Деталь за деталью вырисовывается не только «внешность» машины, но и характер. К слову, здесь у каждого автомобиля есть свое имя. «Эль-буян» — в честь степного российского ветра, «Эль-бриз», «Эль-бус», «Эль-Як», где приставка «эль» означает «электрический».

Вместо бензина в таких машинах используют аккумуляторы. Одной «зарядки» хватает на 120 километров. Экономично и экологически безопасно: вредных выбросов нет вовсе! Кстати, электробатарея — одна из немногих импортных запчастей, которую используют в производстве крымских электромобилей. Ее привозят из Китая. Из-за границы поставляют и контроллеры двигателя. «К сожалению, у нас такие не делают, но мы уже разработали техзадание, челябинская фирма просчитывает возможность нам сделать эти контроллеры», — поясняет Михаил Демурия. Остальные 85% комплектующих сделаны из отечественных материалов. Из российского металла варят рамы, из ярославской смолы делают стеклопластиковый кузов, электродвигатели из Воронежа (их перематывают особым способом), подвеска и трансмиссия от «Жигулей».

Розетка вместо бензина

На июль запланирована презентация, а ещё машинам предстоит пройти сертификацию по пожаро- и электробезопасности. Проще с электрокатамаранами. Их можно сертифицировать за неделю и продавать на крымское побережье и курорты Краснодарского края. Впрочем, крымские новаторы намерены не ограничиваться пределами России. «Даже если будут какие-то санкционные препоны, мы готовы открыть фирму в Краснодаре и продавать от нее в другие страны», — делится планами Михаил.

Стремления местных производителей не оставили без внимания и крымские власти. Так, Министерство промышленной политики пообещало включить компанию в программу импортозамещения.

Работа над электромобилем. Фото: Крымэлектродвиж

Нашла отклик в правительстве и программа электромобилизации Крыма, которую предложил Демурия. Ее суть в том, чтобы в будущем не допускать в курортный сезон в прибрежные города республики иногородний транспорт. Так было когда-то в Ялте. «Приехал человек в Крым, поставил свое авто на стоянку. Дальше — два варианта: звонишь в отель, и за тобой присылают электромобиль, или берешь его напрокат и ездишь сам», — делится планами Михаил. В мировой практике такие примеры есть. Однако прежде, чем к этому прийти, необходимо создать инфраструктуру: построить парковки перед курортными городами и установить электрозаправки мирового стандарта для заряда различных электромобилей, даже таких мировых брендов как «Тесла», «Ниссан» и «Тойота». От них можно зарядить электромашину за сорок минут на 80%. Оплата — с помощью специальной карточки.

Покупателя электромобиля будут автоматически регистрировать в Клубе владельцев электромобилей (его впервые на территории России создадут на полуострове). Кстати, заправки также планируют делать в Крыму. Их хотят устанавливать возле крупных торговых центров, ресторанов, на парковках отелей, на территориях санаториев и пансионатов за счет владельцев, на их земле. Будут ли к этому готовы крымские бизнесмены, покажет время.

Кстати
Несколько лет назад первый индивидуальный электротранспорт в России сделали на базе «Лада-Калины»: вместо двигателя внутреннего сгорания установили электродвигатель и батарейки. Есть ещё одна компания, которая сделала небольшой двухместный электромобиль «для внутреннего пользования». Такие машины, производство которых запустили в Крыму, в России ни одна фирма не делает В Москве подобные китайские электромобили продают от 1,4 млн. руб. Кроме того, чтобы везти машины из Китая, нужны запчасти, склад. Крымский «Эль-бус», как говорят его производители, «с тройным качеством», жигулевскими запчастями, которые есть в каждом автомагазине, обойдется почти в два раза дешевле — около 800 тыс. руб. Весь транспорт предназначен для рекреационного сектора: подвозить отдыхающих к морю, на экскурсии, организовывать прогулки по паркам, обслуживание коттеджных поселков, выставочных центров, аэропортов и т.п.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах