Ещё несколько недель — и в Крым пойдут поезда дальнего следования. Ещё одной транспортной ниточкой полуостров будет связан с «большой землёй». «АиФ-Крым» решили вспомнить страницы истории Крымской железной дороги.
Место, доступное многим
Именно железной дороге обязан Крым превращением из «курорта для избранных» в место, доступное многим. И произошло это в начале 80-х годов позапрошлого века. После того как было закончено строительство дороги в 665 километров. Она соединила крупную стацию Лозовая в Харьковской области и Севастополь.
Когда-то существовала в Джанкойском районе деревня Грамматиково. Земли эти принадлежали богатейшему помещику и меценату Эмманулилу Грамматикову. Станция тоже получила его имя, её переименовали в 50-х годах прошлого века. Нынешнему пассажиру название «Княжевичи» ничего не говорит. Станция была названа в честь генерал-майора императорской свиты Николая Княжевича. Благодаря своим связям Княжевич добился того, что правительство отпустило деньги на постройку железнодорожной ветки от станции Сарабуз (нынешнее Гвардейское — ред.) до Евпатории. Эта ветка, правда, пока кустарная, была построена в три с половиной месяца, и уже 21 октября 1915 года состоялось ее открытие. В советское время станцию переименовали в Яркое поле.
Железная дорога дала крымчанам работу. Больше всех зарабатывали машинисты - до 40-50 рублей в месяц. Работали на железной дороге сначала исключительно мужчины. Известно только об одной женщине, получившей до революции работу дежурной по станции.
Из Крыма стало проще вывозить всё, чем славился полуостров — от знаменитых фруктов до табака, вина и даже устриц. Только с севастопольских устричных заводов доставлялось гурманам живых моллюсков до миллиона в год. В бочках они отлично переносили дорогу. Толчок для развития получили заводы и фабрики Крыма, которым требовалась нефть, железо, сталь, лес, каменный уголь.
А владельцы гостиниц и пансионатов могли рассчитывать на то, что их комнаты будут востребованы круглый год. С июля по октябрь — публикой хорошо обеспеченной, в остальное время — нетребовательной, но многочисленной.
Билет первого класса от Лозовой до конечной станции обходился примерно в 25 рублей, а третьим классом можно было доехать за девять с копейками. Ценили железнодорожное путешествие за скорость - всего-то двое суток в пути - и за возможность путешествовать с комфортом.
Интересные факты
- В ведомственном музее железнодорожного транспорта, среди прочих орудий труда, хранится лопата кочегара. Именно ею кидал в топку уголь Александр Блискунов. До поступления в медицинский институт будущий профессор-травматолог трудился на железной дороге. Год проработал в симферопольском депо Аметхан Султан — летчик, дважды герой Советского Союза. Еще один летчик и герой, Михаил Мальченко, тоже работал на железной дороге.
- Из Симферополя уехал в свой последний рейс легендарный бронепоезд «Железняк» в 1941 году. Машинист Михаил Галанин под бомбёжкой утащил его своим маломощным паровозом, и на всём пути «раскочегаривал» машину до предела. Когда осколок бомбы пробил паровоз, состав помчался уже без автотормозов. И даже проскочил под Бахчисараем мимо колонны немецких танков. Но на подступах к Севастополю состав необходимо было затормозить: без «латания» паровоза состав мог просто сойти с рельсов. В тоннеле можно было остановиться, остудить топку и сделать ремонт. Но ждать, пока она совсем остынет, не было времени. И в неё, надев ватные штаны и куртку, закутавшись в дождевик, полез помощник машиниста Евгений Матюш. Товарищи полили его из шлангов водой, и он находился в горячей топке, пока не закончил ремонт. Тот самый паровоз, водивший бронепоезд «Железняк», установлен на станции Севастополь.
- После войны разрушенный вокзал Симферополя строили по проекту известного архитектора Алексея Душкина. Идея о «парадном» вокзале Сталину показалась расточительной, но строительство уже шло, поэтому архитектор получил выговор, но ему дали закончить работу. Вокзал обошёлся в 8,5 миллионов рублей.
- «Визитка» Симферополя — 42-метровая вокзальная башня с часами. Декор их спланировал сам Алексей Душкин, и по сей день ни симферопольцы, ни гости города не могут угадать, почему на циферблате среди символов знаков Зодиака не хватает Девы, Весов и Тельца. Их место занимают символы созвездий Змееносца, Гончих Псов, Лебедя. А остальные знаки Зодиака следуют не друг за другом, а совсем в иной последовательности. Музыкальный механизм часов башни на самом деле очень мал и не способен произвести достаточно громкий звук, чтобы «перекричать» шум вокзала — для этого используется усилитель и громкоговорители, установленные на крыше башни.