Примерное время чтения: 9 минут
566

Могилой стало море. В Ялте открыт мемориал погибшим на теплоходе «Армения»

Церемония открытия мемориала.
Церемония открытия мемориала. / Роман Евтюков / ЦПИ РГО / Из архива

Очень долго теплоход «Армения» был... почти легендой. Скудными и расплывчатыми оставались сведения о санитарном судне, которое вышло из Ялты 7 ноября 1941 года и погибло в море. В советское время ещё можно было собрать воспоминания ялтинцев-старожилов, отделить правдивую информацию от слухов. Но тогда не нужна была правда о гибели нескольких тысяч человек. Да и саму «Армению» найти не могли.

7 ноября, в 82-ю годовщину гибели теплохода «Армения» в Ялте открылся мемориал в память о погибших на этом санитарном судне. Основой его стала копия носового колокола теплохода. Он размещён на стене часовни в честь Собора новомучеников и исповедников российских, что на набережной.

В этот же день в Ялте получил «постоянную прописку» и оригинал колокола, поднятый во время совместной экспедиции Центра подводных исследований Русского географического общества и Минобороны РФ два года назад. Подробности узнали krym.aif.ru.

Теплоход «Армения» до войны был снят в фильме.
Теплоход «Армения» до войны был снят в фильме. Фото: Кадр из фильма/ «Сокровища погибшего корабля»

Море «заставило замолчать»

Ни в оригинал, ни в копию колокола позвонить нельзя. Первый потерял способность звонить, копия тоже «молчаливая», она напоминает об одной из морских трагедий военного времени.

Как отметил исполнительный директор центра подводных исследований Русского географического общества Сергей Фокин, пролежавший без малого восемьдесят лет назад в море колокол утратил ушко и язычок. «Они были железными, поэтому и не уцелели, — рассказал он. — Восстанавливать их не стали. В какой-то мере это символично: колокол навсегда замолчал в момент гибели теплохода. А сегодня его молчание — символ скорби по погибшим».

Оригинал колокола торжественно передан в Ялтинский историко-литературный музей. Окончательное решение о его судьбе приняли сами крымчане. Им предложили высказаться о том, куда уместнее передать реликвию.

Справка
В довоенное время «Армения» была круизным теплоходом, выполнявшем рейсы по Черному морю по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. 7 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» вышел в последний рейс из порта Ялты в направлении Туапсе. На его борту было до 5,5тысяч тысяч пассажиров: раненые бойцы, собственный медперсонал и сотрудники военных госпиталей, экипаж, политактив и гражданские. В 10:20-10:40 судно подверглось атаке авиации противника, в результате которой затонуло. Теплоход «Армения» был обнаружен и идентифицирован в 2020 году в 15 морских милях от Ялты на глубине 1500 метров в ходе совместной экспедиции Министерства обороны и Центра подводных исследований РГО. Обследование проводилось телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом. С его помощью были получены первые видеокадры затонувшего объекта. На носу судна под своей штатной стойкой был обнаружен судовой колокол, на котором отчётливо читалось название теплохода.

Десятилетиями «Армения» была загадкой, исследователи снова и снова перебирали известные факты о её гибели, строили свои предположения о маршруте, возможных отклонениях в нём. С одной стороны, координаты места, где затонул теплоход, были зафиксированы со сторожевых катеров, сопровождавших судно. С другой — «Армению» искали, и по этому «адресу» не обнаружили. Даже возникла версия: обломки теплохода были рассеяны по морскому дну.

В 2008 году теплоход пыталась обнаружить экспедиция департамента морского наследия Украины Института археологии НАНУ. Учёные решили проверить версию о том, что координаты гибели корабля были неверными, и искать его стоит в районе Аю-Дага. Затем в Крыму провёл две экспедиции американец Роберт Баллард, но «Армению» не нашёл.

Тайна была раскрыта лишь в 2020-м. Оказалось, что теплоход «ушёл» в глубокий подводный каньон, где практически «встал» на дно. Он оказался в сероводородном слое, поэтому так хорошо сохранилось большинство деталей. Подводный аппарат снял даже завязанный на леере верхней палубы белый халат.

Подъём колокола с «Армении» в 2021 году.
Подъём колокола с «Армении» в 2021 году. Фото: кадр видео/ ЦПИ РГО

Съёмка сразу дала ответ и на вопрос о том, как именно погибло судно. Повреждения показали, что смертельные ранения судну нанесли именно авиабомбы, а не торпеды, как утверждали некоторые исследования.

Тогда родился проект, посвящённый тем, кто погиб на корабле. Он так и называется: «Теплоход «Армения. Вспомнить всех».

 

 

Погибшие и спасшиеся

Несколько лет назад Минобороны РФ рассекретило документы с полным списком команды «Армении» — 152 человека. До этого часть информации о моряках можно было найти в документах о безвозвратных потерях в электронных базах МО. Кроме того, в базах есть списки погибших на теплоходе врачей и медперсонала: из Севастополя эвакуировались на «Армении» сотрудники нескольких госпиталей и медицинских подразделений.

Заместитель наркома внутренних дел СССР Виктор Абакумов 10 ноября представил Сталину докладную записку о гибели «Армении». В ней было указано точное количество раненых, принятых на борт: 1600 человек. «Этот документ долгое время был засекречен, — сообщил координатор проекта «Теплоход «Армения. Вспомнить всех» Центра подводных исследований РГО Роман Евтюков. — Совсем недавно мы смогли с ним познакомиться и сделать выписку».

Ялтинцы у нового мемориала.
Ялтинцы у нового мемориала. Фото: Из архива/ Роман Евтюков / ЦПИ РГО

Историк, сотрудник Ялтинского краеведческого (ныне историко-литературного) музея Наталия Гурьянова в конце 80-х годов возглавила группу по подготовке ялтинского раздела «Книги памяти Республики Крым». Собирала сведения в ЗАГСах, военкомате, архиве, музеях, расспрашивала ялтинцев. Именно тогда установила имена более чем ста погибших на «Армении».

За несколько лет список пассажиров судна на сайте проекта «Теплоход «Армения. Вспомнить всех» (teplohodarmenia.ru) пополнился множеством новых имён. По каждому проводилась проверка.

Открытым остаётся вопрос о спасшихся. В рассекреченном деле о гибели теплохода «Армения» есть сведения о 6 людях, подобранных катером и о том, что «на воде было до 300 человек». Но исследование теплохода с помощью подводного аппарата показало: шлюпки с обоих бортов всё-таки были спущены. Пусть не во все смогли попасть люди, пусть не все смогли отойти от погибающего теплохода — так, чтобы не затянуло в возникшую воронку, но спасённых должно было быть больше.

В музей передан оригинальный носовой колокол «Армении».
В музей передан оригинальный носовой колокол «Армении». Фото: Из архива/ Роман Евтюков / ЦПИ РГО

«В нашем народном списке пассажиров «Армении» есть воспоминания тех, кто выжил, — рассказал Роман Евтюков. — Но невозможно точно сказать, кто именно из них оказался на том самом катере. Есть вероятность, что какое-то количество пассажиров было подобрано другими судами, кто-то попал в шлюпки и добрался до берега. Доподлинно известно всего одно имя из оказавшихся в катере: старшина Бочаров. Ни имени, ни отчества, ни других данных нет. Пробуем сейчас установить этого человека. Сейчас в Книге памяти «Армении» значится 863 имён тех, кто был на «Армении», идёт проверка данных о ещё девяти пассажирах».

О выживших (проект «Теплоход «Армения. Вспомнить всех»)

  • Родственники старшего лейтенанта Григория Лобанова: «Вероятнее всего он со своим подразделением находился на верхней палубе и во время бомбардировки или его выбросило за борт или он сам прыгнул. Их спаслось 7 человек... Некоторое время они плавали среди обломков, а потом их подобрал катер. И еще с ними была девочка, лет 9-12, она умерла. Или от ран, или от переохлаждения».
  • Санитарка одного из севастопольских госпиталей Тамара Молчанова рассказывала родным: «Погода была ноябрьская, было холодно, море штормило, над морем и над теплоходом висели тучи. Внезапно начался авианалет – «Армению» бомбили... Взрывной волной выбросило с палубы в море. Зацепилась за какие-то то ли доски, то ли ящики, и на какое-то время потеряла сознание. Когда пришла в себя, увидела, что теплоход быстро тонет... Долгое время она болталась в холодной воде, замерзала, пока, наконец, не подобрал катер».
  • В семье Анны Выходцевой, жены офицера, сохранили такую историю об «Армении». «На корабле было очень много народу, Анна с семимесячной дочкой Тамарой и сестрой Евдокией стояли у борта – не было возможности даже присесть. Именно это их и спасло. Когда раздался первый врыв, их взрывной волной отбросило очень далеко в море. Анна и Евдокия хорошо плавали и поэтому не утонули. Скорее всего, их спас, один из катеров, которые сопровождали «Армению». Точно не известно».
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах