В наши дни визит в кафе или бистро — возможность не утруждать себя приготовлением еды или приятно провести время с друзьями. Да и поход ресторан для обычного крымчанина перестал быть запоминающимся событием. В курортном же регионе, каким является Крым, общепит — это ещё и часть знакомства с туристическим потенциалом через гастрономию.
Еда и география
Более того, гости полуострова хотят пробовать именно крымскую кухню, с использованием локальных продуктов и уникальных рецептов. «История региона в еде воспринимается намного увлекательнее, — считает эксперт гастротуризма, руководитель проекта «В Крым с вилкой и штопором» Татьяна Большакова. — Например, наша розовая соль может многое рассказать об истории Западного Крыма, а сыр фермерского хозяйства в Раздольненском районе — об истории крымских немцев».
В течение столетий крымский и таманский берега развивались в едином кулинарном пространстве, и это дает основу для создания единого бренда «черноморской кухни». Насыщенный и разнообразный, он будет строиться на том, что ловится в море, выращивается в степи или произрастает в лесу. Причём в крымских лесах можно найти даже черный трюфель, который хоть и не уникальный, но особенный продукт для полуостровной кухни.
По мнению президента гильдии шеф-поваров Черноморского побережья Евгения Вийтыка, развитие бренда «черноморская кухня» — не за горами, и его основой станут национальные кухни народов Северного Причерноморья. «Я бы во всех ресторанах развивал локальную гастрономию, но нам всю жизнь рассказывают, что в тренде итальянская кухня, французская кухня, японская, — отметил Евгений Вийтык. — А для Крыма в тренде должно быть то, что растет именно здесь. Почему в крымских ресторанах не готовят, например, каштановое пюре? Да потому что проще картофельное сделать. Кормят одним и тем же, потому что так привыкли посетители».
Все рестораны открываются, как бизнес-проекты, и в борьбе за клиента каждый стремиться выделиться: проводить акции снижения цен, оттачивать сервис, предлагать уникальные блюда и собирать тематические вечеринки. Объединить все направления невозможно, но воспитывать потребительский вкус необходимо. Для этого ресторан не может работать только в курортный сезон — это время для заработка, чтобы в межсезонье поддерживать объект на самоокупаемости, но ни в коем случае не закрывать.
И привлечь местных!
«Ресторан — это часть ежедневного досуга, и наше предприятие из одного крохотного ресторана разрослось в сеть, — считает управляющая сети ресторанов в Ялте Алина Ломакина. — Потому, что мы делаем акцент на кухне, на доступных ценах для ялтинцев. Летом в проходных точках формируется очередь, а в межсезонье к нам идёт местный контингент. По сути, мы используем «сарафанное радио» как рекламу и не тратимся на медиа-ресурсы».
Средний чек в крымском ресторане не должен превышать 1,5 тысячи рублей, считают эксперты. Причём речь не идёт о том, чтобы заставить гостя как можно больше есть. Всё-таки посетители любят рестораны за возможность пообщаться, попробовать блюда, которыми не кормят дома, приправив это соответствующей винной парой.
В мире кулинарный туризм развивается с конца 90-х годов прошлого века. Сейчас от 20- до 60 процентов бюджета поездки туристы тратят на гастрономию, причём аудитория стремительно молодеет. Если ещё три года назад средний возраст ценителя вкусной еды составлял около 50 лет, то сейчас гастротурами увлекается молодёжь 25-37 лет. Большинство людей хочет не просто попробовать новые блюда, а и получить знания о гастрокультуре региона и его кулинарных традициях.
Гастрономический рынок туризма в год составляет 45 миллиардов долларов. Кулинарный продукт стал главным сувениром, который вместо магнитиков, шапочек и полотенец привозят из отпуска домой.