Уже в декабре этого года первые поезда пройдут по Крымскому мосту. За четыре года его строительства — от проекта до финальных работ, в соседней Украине мост был беспроигрышным информационным поводом для всевозможных публичных дискуссий.
Собака лает…
При этом количество «экспертов» — людей, занимавшихся мостостроением разве что в далёкой юности, в песочнице, стремительно росло. Кто придумал страшилку лучше — тот и эксперт. Недавно украинский гидролог Юрий Медовар, видевший мост лишь на фото, заявил, что само существование арочного моста на таком грунте невозможно. А пойдут поезда — и, мол, транспортный переход рухнет.
«Что взять с таких «экспертов»? У них вот уже шестой год «Украина ведёт гибридную войну с Россией». Это та самая война, на которую Россия так и не явилась, наверное, поэтому, с подачи «экспертов», Украина в ней всё время «выигрывает», — констатирует политолог, доцент кафедры политических наук и международных отношений философского факультета Таврической академии Крымского федерального университета Андрей Никифоров. — Но беда в том, что у них там не только война гибридная. Гибридный президент, гибридная Верховная Рада, армия гибридная и МВД, фактически — гибридная страна. Что уж удивляться, что и «эксперты» в этой державе гибридные, во все дыры затычки. Они и в мостостроении разбираются, и в рынке недвижимости, и в технологии непрерывной дойки пернатых. Поэтому их мнение о Крымском мосте никакой ценности не имеет. Но... Если кто-то зажигает эти «звёзды», значит они кому-нибудь нужны».
А тем временем на полуострове уже приступили к испытаниям железнодорожной части. Каждый шаг строительства — от качестве материалов до выносливости конструкций, тщательно контролируется.
Поезда уже здесь
Сейчас, как проинформировала директор НИИ диагностики Светлана Боханова, идёт наблюдение за конструкциями внутри и снаружи: как они себя ведут под влиянием атмосферных факторов. Кроме того, идёт проверка реакции опор и пролётов на моделируемые нагрузки — такие, которые будут возникать во время прохода поездов.
На участках моста сейчас работают тяжёлые технические железнодорожные составы. Каждый состоит из локомотива и 23 гружёных вагонов весом в 2,4 тонны.
«Длина поезда выбрана исходя из расчета, чтобы можно было загрузить целиком арочное пролетное строение, — рассказала Светлана Боханова. — В течение проведения испытаний поезд у нас как останавливается, так и двигается. Первые проезды у нас осуществляются со скоростью 5-10 км/ч, последующие проезды мы производим с увеличением скорости на десять. Расчетная скорость максимальная у нас должна быть достигнута 80 км/ч».
Перемещаются составы по заданным схемам, а датчики фиксируют, как это движение сказывается на конструкциях железнодорожной части моста. Когда составы трогаются с места, разгоняются, тормозят или стоят в течение 15 минут, снимаются значения с датчиков. Результаты испытаний потом будут сравнивать с проектными данными.
Кстати, точно такие же испытания проводились перед введением в строй автомобильной части моста. И до сих пор её состояние контролируется и изучается: на автодорожной части круглосуточно работают 45 датчиков, все данные анализируются. За 17 месяцев со дня открытия движения (а уже проехало около 8 млн машин), не зафиксировано напряжений и деформаций конструкций. И, как планировали проектировщики, они не появятся в ближайшее столетие.
Для Крымской железной дороги приобретены 166 пассажирских вагонов дальнего следования и 10 локомотивов. Из возраст не превышает двух лет. А вагоны предусмотрены и плацкартные, и купейные. И даже так называемые «штабные»: там есть купе для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.