Осенью этого года Крым отметит пятилетие энергоблокады, устроенной украинскими националистами. И это повод вспомнить о том, какую колоссальную работу провели федеральные власти для того, чтобы Крым стал энергонезависимым.
Задача и решения
Шаг за шагом обеспечивалось стабильное энергоснабжение. Сначала — больниц, школ, предприятий, чья бесперебойная работа была жизненно необходимой. Затем — всех остальных, причём сразу решался вопрос о создании энергорезерва для развития промышленности. В конце прошлого года по Крымскому мосту прошли первые поезда. И теперь снова требуется решать «энергозадачи».
Железнодорожный маршрут от Крымского моста до Севастополя выстроен так, что от Керчи поезда следуют в Джанкой. Получается крюк, но обходить эту важную станцию, где есть вся инфраструктура для пассажирских и товарных перевозок, нерационально. От Джанкоя поезда следуют на Симферополь, и дальше, к конечной станции маршрута.
Как сообщила «АиФ-Крым» начальник службы технической политики НТПТО Крымской железной дороги Наталья Серикова, до 2014 года основные перевозки грузов и пассажиров осуществлялись в направлении север-юг (из Украины через Джанкой в Симферополь, Севастополь). Именно эти участки были электрифицированы ещё в 70-е годы прошлого столетия. А регион восточного Крыма до 2014 года не рассматривался в качестве перспективного промышленного и туристско-рекреационного. Поэтому планы по электрификации участка Джанкой-Керчь отсутствовали. Также не было экономических условий для электрификации остальных линий, на которых использовалась тепловозная тяга.
После воссоединения Крыма с Россией и открытия движения по Крымскому мосту возросший пассажиропоток и грузопоток полностью переориентированы в направлении восток-запад, поэтому возникла необходимость осуществления модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры участка Джанкой-Керчь.
Как указала Наталья Серикова, пока рассматривается возможность электрификации на переменном токе (25кВ) участка «Транспортный переход через Керченский пролив – Джанкой (с ответвлением на Феодосию и Керчь)» с разбивкой на этапы. Электрификация на переменном токе создаст оптимальные условия для прямого транспортного сообщения с материковой частью страны. А также обеспечит увеличение скорости движения поездов, экономию энергетических тяговых ресурсов, снизит негативное воздействие на окружающую среду.
В перспективе будет рассмотрена экономическая целесообразность осуществления электрификации на переменном токе всей инфраструктуры Крымской железной дороги.
Как лучше и быстрее?
В восточной части Крыма практически отсутствует собственная генерация. Этот динамично развивающийся энергоузел очень зависит от ремонтов в сетях, ограничений по перетокам из-за погоды. «Подпитывает» район только Камыш-Бурунская ТЭЦ, построенная в 1938 году. Но в январе 2022 года ТЭЦ лишится статуса вынужденной генерации и будет выведена из эксплуатации.
Для электрификации участка железной дороги Керчь-Джанкой есть несколько вариантов. Один из них — расширить уже существующую сеть, возможно рассмотреть строительство новой линии от ПС 220 кВ «Кафа». Но с экономической точки зрения это невыгодно из-за протяжённости такой линии и долгих сроков ее возведения.
Альтернатива — строительство электростанции рядом с железной дорогой.
Сейчас в рабочем порядке разрабатывается схема электроснабжения на участке «Мостовой переход-Багерово-Джанкой» с ответвлением на Феодосию и Керчь. Но эта программа с конкретными мероприятиями пока профильными ведомствами не согласована.
На полуострове стало, к сожалению, традицией раз за разом переносить сроки необходимого и давно запланированного строительства. Просто потому, что остальная инфраструктура к этому не готова.
Итак, электростанция: выгодно ли? И кто за это заплатит?
Финансирование новых проектов строительства станций на полуострове осуществляется сейчас в рамках механизма возврата вложенных инвестиций с оптового рынка электроэнергии и мощности. То есть, все потребители страны оплачивают строительство электростанций в Крыму. Не всех крупных потребителей это устраивает. Вопрос необходимости таких нерыночных надбавок регулярно поднимается на федеральном уровне, а варианты их отмены находятся на обсуждении в Правительстве РФ.
Получается, что сейчас не совсем подходящее время для введения дополнительной финансовой нагрузки на потребителей электроэнергии. Но электрифицировать-то железную дорогу нужно!
И тут можно вспомнить о резервных генерирующих электростанциях, которые были привезены в Крым еще до энергоблокады полуострова.
Ранее аналитики уже изучали схожий вопрос по строительству дополнительных мощностей для Байкало-Амурской магистрали. Тогда предлагалось электрифицировать некоторые участки БАМа с помощью передислокации мобильных электростанций.
Таким же образом можно поступить и в Крыму. С точки зрения стоимости получается, что выгоднее использовать имеющиеся на полуострове мобильные газотурбинные станции. Они уже находятся в Крыму и затраты на их перебазирование будут минимальны, а время ввода в эксплуатацию существенно быстрее, чем у любого объекта капитального строительства. Кроме того, при переводе мобильных источников электроэнергии на природный газ, стоимость 1 кВт*ч сопоставима со стоимостью электроэнергии стационарной электростанции. Если такая схема будет будет признана эффективной, иную можно и не рассматривать.