Примерное время чтения: 5 минут
2467

«Эмоция трагедии». В Крыму демонтировали резонансный памятник царской семье

В Крыму установлены тысячи памятников и монументов. Они вдохновляют, удивляют, вызывают дискуссии или остаются незамеченными для туристов и местных жителей. Но в середине осени в регионе появилась новая скульптура, которая не оставила равнодушными буквально ни одного жителя и гостя полуострова. Она вызвала такой шквал эмоций, что скульптуру пришлось демонтировать через полтора месяца.

«Крылья ангела» или все-таки «яйцо»?

Скульптуру установили в Ливадии 1 октября к 110-летию основания царской резиденции в Ялте. По замыслу скульптора, царская семья была изображена «под защитой ангельских крыльев». На открытии прокомментировали идею памятника следующим образом: «Крылья ангела защищают царскую семью от расстрела. Камни – это тот груз ответственности, который лежит на нас». 

Над памятником трудился молодой художник Юрий Майоров. Оказалось, что скульптура в Ливадии стала его первой работой. Художник заявил, что памятник раскрывает трагизм.

«Там с точки зрения академической скульптуры, академического рисунка, я не претендовал на звание великого художника. Сам по себе памятник - это просто эмоция. Эмоция трагедии», - заявил автор скульптуры.

Житель Крыма Андрей Куприн, который также является одним из авторов работы, заявил, что были люди, которые проходя мимо памятника, говорили теплые слова поддержки, а кто-то крестился и даже плакал.

«К нашему памятнику организовывались экскурсии, в рамках которых раскрывался глубокий смысл инсталляции», — рассказал Крупин.

Он подчеркнул, что цель инсталяции — «привлечь внимание соотечественников к страшной трагедии, к убиению беззащитных царских детей и пролитию крови своего народа».

В комментариях в соцсетях большинство пользователей согласны с тем, что Юрий Майоров «не претендовал на звание великого художника». Многие высказались о новой скульптуре резко отрицательно, называя ее яйцом из фильма «Чужой», некоторые признались, что не понимают замысла автора, а другие подчеркнули, что памятник демонстрирует «насколько деградировало качество».

«По таким памятникам можно осознать насколько деградировало качество. И так во всём. Раньше такое было бы стыдно на всеобщее обозрение выставлять, а сейчас как в порядке вещей ещё и с замахом на шедевральность. Такое творчество и школьник из пластилина изваяет, особо не заморачиваясь», — написал в соцсети «ВКонтакте» Валерий Королев.

 

В СМИ Юрий Майоров говорил, что такое бурное обсуждение его творения ему даже лестно, несмотря на то, что комментарии не всегда приятные. Однако факт остается фактом — авторы инсталляции решили ее убрать. Сейчас памятник находится в Симферополе.

«Памятник приехал в Симферополь, будем его выставлять на выставке, которая будет сопровождаться мультимедийной композицией о Царской семье, а также картинами с дополненной реальностью, посвящёнными судьбе Государя Николая II. Во время проведения выставки мы сделаем аукцион. Сейчас ищем площадку», — рассказал Андрей Крупин корреспонденту «АиФ-Крым». 

«Мы разрешения не давали»

Кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и и социокультурного проектирования Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юлия Курамшина считает, что основные вопросы надо задавать не автору, ведь «он художник, он так видит, и, при этом, может быть совершенно не талантливым».

«Кто-то же дал разрешение, чтобы эту скульптуру установить. Каждый может наваять что угодно, но это же не значит, что такое творчество стоит устанавливать в общественном месте», — подчеркнула Юлия Курамшина.

Действительно, существует региональный нормативный документ об утверждении правил об увековечении памяти лиц и исторических событий в форме установки памятников и мемориальных досок. Согласно ему архитектурно-хозяйственное решение памятного объекта не должно противоречить характеру места его установки, а также особенностям среды, в которую он привносится как новый элемент. 

Архитектор Арминэ Саргсян считает, что по таким вопросам необходимо организовывать слушания, в которых смогут принять участие специалисты и горожане.

«Искусство субъективно и, как известно, «оно никому ничего не должно». Его сложно регулировать. Однако ряд процедур необходим когда дело касается общественных мест и тем более столь важного места с исторической и архитектурной точки зрения. Современный город - это город соучастия жителей. Сегодня нельзя не учитывать их мнение. Необходимо организовывать общественные слушания, в которых примут участие как специалисты и эксперты, так и любые желающие. Я безусловно, поддерживаю демонтаж данного объекта, так как по моему субъективному мнению, оно не несет в себе художественной ценности», — подчеркнула Арминэ Саргсян.

По словам представителей ведомства, Минкультуры РК к скульптуре никакого отношения не имеет, как и Ливадийский дворец-музей. Власти Ялты транслируют аналогичную позицию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах