227

Чем ближе Новый год, тем больше краж. Как «работают» интернет-мошенники

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Крым №50 09/12/2020

Одна из главных радостей Нового Года — получать и дарить подарки. Поэтому именно сейчас, за несколько недель до праздника, начинаются «забеги» по магазинам. В том числе, и находящимся в Интернете: ведь так удобно заказать и купить вещи, не выходя из дома.

В такие дни резко вырастает количество запросов на поисковых сайтах, посещение всевозможных виртуальных распродаж, дистанционных магазинов. Растёт и риск быть втянутым в одну из распространённых мошеннических схем.

Утром деньги, днём стулья

Пандемия и вынужденная изоляция увеличила аудиторию тех, кто распробовал покупки в Интернете и теперь регулярно заказывает там товары. По данным опроса автономной некоммерческой организации «Диалог», до марта 2020 года с мошенниками сталкивались 25% участников социсследования. А в настоящее время  уже 54% имеют опыт общения с интернет-аферистами. «Выросло число случаев мошенничества… особенно на тех площадках, где люди тратят деньги или оставляют свои персональные данные», — пояснил генеральный директор АНО «Диалог» Алексей Гореславский.

В 86% случаев мошенников интересует информация о банковских картах, в более чем половине случаев — паспортные данные. Средняя сумма потерь на человека в результате интернет-мошенничества — 20 тысяч рублей.

Одним из вынужденных шагов, на который пошли интернет-магазины во время пандемии, стала обязательная предварительная оплата покупки клиентом. И далеко не все позже вернули альтернативу — оплату товара при получении в пункте выдачи. Поэтому требование, говоря языком Остапа Бендера, «утром деньги — днём стулья», на руку мошенникам. Среди легальных площадок по продажам их сайты не выделяются.

Самая простая схема, когда покупателю просто не доставляется заказ. А интернет-магазин через месяц-два просто исчезает. Нарушение сроков доставки, сбыт некачественного товара характерны для тех интернет-магазинов, которые планируют поработать чуть подольше. Насторожиться стоит, если оплату за товар предлагают перевести на мобильный телефон. Или если клиента, уже заказавшего какую-то вещь, информируют, что цена… ошибочна. И требуется доплатить.

Мошенники также могут использовать рассылку sms-сообщений с предложением пройти по ссылке, чтобы узнать о новых акциях и скидках. После перехода на ссылку со счёта мобильного телефона снимаются деньги. Интернет-аферисты пользуются «окнами», привязанными к «липовым» торговым площадкам. После того, как товар оформлен, всплывает предложение заполнить анкету любой тематике. Нажимая, после заполнения её на кнопку «отправить», клиент даже не подозревает, что этим отменяет заказ. Понятно, что деньги ему никтио не вернёт. Кстати, о последствиях нажания кнопки на сайте уведомляется — мельчайшим шрифтом, в самом неприметном месте.

Советы
При использовании социальных сетей и любых других открытых online источников не стоит оставлять чувствительную информацию о себе, своих интересах и планах. Для удобсства и безопасности не нужно в разделе контактов указывать мобильный телефон. Для покупок в Интернете стоит завести отдельную электронную почту. Игнорируйте письма с приглашением принять участие в опросе или с информацией о якобы положенной выплате и не переходить по ссылкам из таких сообщений.

Ну, за удачу!

Во время пандемии люди оказались в состоянии стресса. И стали более восприимчивы к любой информации, более внушаемы, манипулируемы, менее критичны и избирательны. Именно этим состоянием человеческой психики и воспользовались мошенники, завалив пользователей сети фейковыми опросами, мошенническими лотереями, сайтами имитирующими положенные выплаты.

Людям нужны деньги, не все понимают, какие новые выплаты им полагаются и как их получить, а тут вдруг подворачивается беспроигрышная лотерея или сообщение о той самой долгожданной субсидии… В общем, соблазн пройти по ссылке весьма велик. В результате злоумышленники получают не только средства, переведённые в качестве так называемого закрепительного платежа (один из этапов «лотереи»), но и данные банковской карты лица, прошедшего опрос.

«Бедность, жадность, инфантильность, отсутствие критического мышления, неразвитость прогностических способностей, — перечисляет доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной психологии Таврической академии Крымского федерального университета Евгений Черный. — Всё это связано: наивная, детская вера в волшебство, возможность сорвать куш по-лёгкому. И побольше. Хорошо сделанная реклама мошеннических схем на это и рассчитана. Кроме того, работает механизм идентификации. То есть, видим людей, конкретных лиц, которые выиграли, получили бесплатно чсто-то — и возможный успех отождествляется с ними, с их удачей».

При этом, считает Евгений Черный, на удочку мошенников попадаются чаще мужчины. Возможно, они просто больше обеспокоены своей финансовой несостоятельностью. Это сильно противоречит стереотипу мужчины-добытчика.

Во время пандемии и профессиональное общение ушло в Интернет. Сервисы для удаленной работы и проведения видеоконференций стали очень популярны на фоне пандемии и массового переходом на удалённую работу. Они особенно полезны для тех, чья работа невозможна без визуального контакта (коучи, фитнес-тренеры, преподаватели). И также используются для проведения онлайн-мероприятий: например, семинаров или видеоконференций.  Неудивительно, что мошенники обратили пристальное внимание на работу с такими приложениями. Взлом аккаунта в Zoom может предоставить злоумышленнику доступ, например, к видео, снятым для ограниченного количества участников (например, записи платных семинаров). Кроме того, аккаунт можно использовать для мошенничества с применением социальной инженерии.

Аферисты могут составить портрет потенциальной жертвы на основе представленной в социальных сетях информации: хобби и интересы, часто посещаемые места, поисковые запросы, и так далее. Целью может быть, например, получение данных банковской карты и последующее хищение денежных средств.

Скажем, пользователь в социальной сети ищет горный велосипед стоимостью в районе 80 тысяч рублей. А через 10 минут получает персональное предложение на такой же велосипед, но всего за 40-50 тысяч. Соблазн купить товар дешевле велик. Разумеется, такой сайт является нелегитимным, и, оплатив покупку, пользователь ничего не получает.

Директор по стратегическим коммуникациям Infosecurity a Softline Company Александр Дворянский:
«Актуальные способы мошенничества: фишинговые рассылки с опросом о качестве услуг (банка, страховой компании, провайдера, и.т.п) с денежным вознаграждением по итогам опроса. Как не попасть на удочку злоумышленников? Ссылки на подобные опросы, как правило, приходят на электронную почту, в sms-сообщениях или демонстрируются в рекламе в социальных сетях. Типичными схемами мошенников являются использование сайтов с опросами о качестве предоставляемых услуг и ресурсов, на которых якобы можно получить социальную выплату. Сумма вознаграждения, обещанная на подобных сайтах, как правило, весьма значительна. Может составлять до нескольких сотен тысяч рублей. Тут сразу стоит насторожиться. Ни одна организация не будет предлагать столь неадекватное вознаграждение за прохождение опроса. Вторая уловка — не дать человеку опомниться. Количество денег или шансов будет уменьшаться на глазах, то и дело будут всплывать сообщения о том, что некий человек получил свой выигрыш. Все для того, чтобы жертва как можно быстрее нажала заветную кнопку. Третий элемент всех подобных ресурсов — это то, что для получения причитающейся премии нужно предоставить полные данные банковской карты, включая CV2-код, а зачастую еще ФИО и адрес электронной почты. Иногда мошенники пишут, что для получения денег вам требуется оплатить некую комиссию или закрепительный взнос. Следует понимать, что на данном этапе вы передаете в чужие руки свои персональные данные, а также данные своей банковской карты, которые они впоследствии могут использовать для хищения денежных средств».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах