Очень может быть, что низенькие домики Старого города с земляными полами и глухими заборами, узенькие улочки с непролазной грязью для кого-то из местных жителей — трущобы. Но зачастую люди, жалующиеся на отсутствие канализации, ветхость жилья и прочие «нецивилизованные» приметы здешней жизни, не так уж давно здесь живут. А для других Старый город — Ак-Мечеть, тянущаяся от современной улицы Ленина до Крылова, от Караимской до Студенческой, — сама история.
Чуть ли не с 60-х годов прошлого века у симферопольских «прогрессоров» возникали планы насчёт этой территории. Но при советской власти руки до старых и даже старинных домиков, до расселения кварталов, не дошли. И в украинские времена анонсированные идеи насчёт «ликвидации Старого города» затухали.
Но в декабре минувшего года новый главный архитектор Крыма Ирина Соловьёва, работавшая ранее в подмосковной Балашихе, огласила практически приговор исторической части Симферополя: расселить, снести, застроить многоэтажками. И даже пояснила, что уже идёт подготовительная работа для формирования проекта. Очевидно, что в него застройщики вцепятся намертво: речь идёт об огромном куске земли практически в центре города. Как всегда, мнения симферопольцев никто не спрашивает. То есть, им пообещали, что «всё будет публично» — а какой смысл в этой самой публичности, если механизм запущен?
Дома, улицы, переулочки
Основная застройка Ак-Мечети — всё-таки век девятнадцатый. Хотя встречаются и дома — пусть и перестроенные, но старше на век-полтора. Формироваться селение начало в конце XV- начале XVI века. Здесь — еврейские и крымчакские синагоги и молитвенные дома, караимская кенасса, надгробие мусульманского святого Салгир-Бабы, мечети. Старейшая из них, Кебир-Джами, как раз и построена при основании Ак-Мечети. Всё это вместе составляет общий архитектурный ансамбль, который, если его слегка подновить и облагородить, подновив фасады и проложив брусчатку, будет привлекать многочисленных туристов и посетителей Симферополя.
«Кебир-Джами, пожалуй, не тронут, но почему всё остальное должно идти под слом только потому, что Симферополь — крымская столица и есть смысл строить в ней только многоэтажки? — задаётся вопросом крымский историк и житель Старого города Михаил Кизилов. — Симферополь тем и интересен, что у него есть Ак-Мечеть, историческая часть. В Евпатории ведь смогли сохранить кварталы такой застройки, сделать их интересными для туристов. А ведь у нас старина ничуть не хуже, чем в Евпатории. Когда я гуляю по Старому городу, то вижу старые мазанки с саманной кладкой, отсутствующими окнами в наружных стенах — возможно, не шедевры с архитектурной точки зрения. Но они — отголосок истории времён Крымского ханства. А есть и просто уникальные здания, например, крымчакский молитвенный дом по ул. Краснознаменной 33 – это единственное в мире религиозное здание этого народа, сохранившееся до наших дней. Или мавзолей Салгир-Бабы, мусульманского святого XVII века. Вместо того, чтобы сделать из этих памятников музей под открытым небом и водить туда миллионы туристов и жителей Крыма, зарабатывая деньги для бюджета республики, нам предлагают все это отдать под слом».
Были здесь улицы Греческая, Татарская, Караимская, Армянская, Крымчакский, Цыганский, Еврейский переулки. Порой названия давали по форме — как, например, Круглому переулку. По нему действительно можно сделать круг, вернувшись в начальную точку путешествия. Или вот — улица Госпитальная (ныне Курчатова). Имя своё она получила потому, что здесь и располагался госпиталь во время Крымской войны.
«Вот здание по улице Некрасова, 38 — сегодня вроде бы ничем не выделяющееся, обычный жилой дом, а оно было синагогой Егие-Капай («Плод рук моих»), — приводит пример Михаил Кизилов. — В Евпатории сохранился храм с таким же названием. Ещё одна синагога в отличном состоянии — в бывшем Мечетном переулке, сейчас он носит имя братьев Спендиаровых. Здание занимает кожно-венерологический диспансер. Когда-то это была еврейская больница, на втором этаже которой находилась синагога. Кстати, в этой больнице в 20-х годах прошлого века лечился знаменитый скульптор Исаак Иткинд, талантливый человек с трагической судьбой. Он был репрессирован, много лет провёл в нищете и забвении».
Туристам порой показывают дом № 18 на улице Ефремова (бывшей Подгорной, а ещё раньше — Миллионной) как дореволюционное «гнездо разврата». На самом деле здесь, скорее всего, был самый обычный доходный дом, которым владел симферополец по фамилии Крылов. Хотя снимать там комнаты и квартиры могли и дамы «с пониженным уровнем социальной ответственности». А вот сама улица Миллионная до революции прославилась именно обилием притонов.
«Здесь был…»
Перечислять здания, связанные с именами великих и людей и тех, что были значимы для города, можно долго.
«Друг милый, ангел мой! Сокроемся туда, где волны кроткие Тавриду омывают…», — писал известнейший поэт допушкинской поры Константин Батюшков. Он добрался в Крым в августе 1822 года, но не до морского берега: вынужден был на восемь месяцев задержаться в Симферополе. Поэт лечился от психического расстройства у известного врача Фёдора Мюльгаузена. На доме по улице Курчатова, где была гостиница, приютившая Батюшкова, висит мемориальная доска. Хотя, по мнению некоторых краеведов, тот самый трактир «Одесса» с комнатами для постояльцев находился дальше, на нынешней улице Чехова, на краю Ак-Мечети.
Кстати, Старый город — тот, что на самой границе Ак-Мечети, это и Лестница любви с её 136 ступеньками. И самая высокая точка Симферополя — Макурина горка, по имени служащего городской управы, учителя математики Василия Макурина, организовавшего первые бухгалтерские курсы. На этой горке он поставил свой дом, выкупив и огородив скалу, откуда традиционно бросались вниз самоубийцы. Макурин всю жизнь стремился приносить пользу, служил и Советской власти. А в 1925 году, по доносу, был арестован и выслан из Крыма. «Прошу Кр.ЦИК рассмотреть заявление и оставить меня в Крыму. Мне 65 лет и в таком возрасте тяжело расставаться с семьёй», — писал он в своём прошении. На эту бумагу наложена резолюция: «отказать».
На упоминавшейся уже улице Курчатова, в доме 32 жил всемирно известный учёный Владимир Вернадский, имя которого носит самый крупный вуз в Крыму.
Михаил Кизилов рассказывает: квартира, где он живёт сейчас, в доме 21 по улице Курчатова, тоже затронута «славой великих». Здесь когда-то жил известный крымский ювелир Юрий Федоров, к которому приходили, например, Булат Окуджава, Фазиль Искандер, Юна Мориц, Борис Цытович и многие другие деятели культуры и искусства.
«Когда-то места, которые для нас давно обжитые — районы Куйбышевского и Центрального рынка, Московского кольца, были никому не нужными окраинами, — рассказывает историк. — Центрами жизни были современный и престижный Новый город — и Ак-Мечеть. И много позже, даже в послевоенное время — а у меня есть воспоминания симферопольцев, жизнь здесь кипела. В Старом городе ходил трамвай, были магазины, кафе. Здесь люди жили… дворами, в каждом дворе — множество квартир, но людей объединяло нечто большее, чем соседство».
Новость о возможной реновации, вспоминает Михаил Кизилов, многих жителей Старого города заставила похолодеть. Потому, что она может стать массовым сносом, уничтожением «лица» Симферополя. Уничтожение Старого города и застройка его многоэтажками - уничтожение сердца столицы Крыма. И жители уже принялись собирать подписи в защиту Старого города.