На минувшей неделе начались, а на этой завершились торги по продаже одного из экспонатов автоколлекции Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева. Стартовая цена на «Mercedes-Benz» была объявлена в 28 млн рублей.
Советский лидер вообще очень уважал «Mercedes», и в его гараже был не один такой автомобиль. Один из них он даже выделил специально для поездок по Крыму.
«АиФ-Крым» решили вспомнить интересные факты, связанные с авто «первых лиц» и полуостровом.
Царское наследство
Николай II стал первым российским императором, который владел настоящим автопарком, причём самым большим в Европе. Гаражи самодержца организовали во всех резиденциях, в том числе и в крымской. В Ливадии к 1911 году был отстроен гараж на 25 авто. Тут стояли и обслуживались машины членов свиты, личные авто императорской семьи и транспорт для иных нужд. Имелись в Ливадии, помимо других личных машин Николая II, и два «Rolls-Royce».
Кстати, перед тем, как транспортировать машины в Крым, личный шофёр царя, талантливый механик Адольф Кегресс проверял окрестности Ялты, Бахчисарая, Севастополя на предмет проходимости дорог.
После Октябрьской революции весь царский автопарк перешёл в руки победителей. Не ходить же пешком первым лицам новорождённого государства рабочих и крестьян? Известно, что один «Rolls-Royce» достался Льву Троцкому, занявшему пост наркома иностранных дел. Из какого именно гаража была та машина, точно неизвестно.
А вот Владимир Ильич Ленин, глава Совета народных комиссаров, получил два авто, оба французские: «Turcat-Mery» и одну из самых любимых машин сверженного императора «Delaunnay-Belleville». Но Ильич, отличавшийся в быту скромность, начал сетовать на неподобающе роскошный вид транспорта. Поэтому в 1920 году ему выделили машину поскромнее: тоже «Rolls-Royce Silver Ghost» («серебряный призрак»). Очень может быть, что как раз из ливадийского гаража — там такой числился.
Но на этом история этого царского, а затем ленинского автомобиля, не заканчивается. В 1939 году в Керчи обнаружили тот самый «серебряный призрак»! «После смерти Владимира Ильича автомобиль находился в гараже Совнаркома и затем был продан как бракованный», — сообщала газета «Красный Крым». Впрочем, потом утраченную историческую реликвию стали разыскивать. И лишь в 1938-м она была найдена в Керчи, в ведении обкома рыбников. Автомобиль изъяли и передали в Москву: его планировалось установить в филиале музея вождя в Горках.
Иномарки и отечественный лимузин
Вернёмся к брежневской машине, появившейся на аукционе.
Известно, что этот «Mercedes-Benz» 450 SLC прибыл из Германии (тогда ФРГ) в 1973 году. Тогда советский лидер поехал на переговоры о нерушимости границ в Европе. Отношения западных стран и СССР тогда можно было охарактеризовать так: началась «разрядка» напряжения. Между СССР и ФРГ было подписано соглашение о развитии экономического, промышленного и технического сотрудничества.
И, конечно, Леонид Ильич не остался без подарков, самым интересным из которых был автомобиль «Mercedes» 450 CLS: синяя двухдверная машина. Она в 1980 году была подарена семье друга — министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова.
Известно, что Брежнев был большим автолюбителем, лихо гонял, не раз попадал в ДТП, когда был за рулём. Одно из происшествий случилось в Крыму: утром он, взяв в попутчики двух женщин-врачей, помчался с дачи в Нижней Ореанде в охотхозяйство. Дорога была сложной, изобилующей поворотами, а Брежнев не отошёл после принятой накануне дозы снотворного. И на одном из поворотов вылетел к краю пропасти — да так, что колесо повисло над ней. Но остановиться вовремя сумел.
Из воспоминаний Владимир Медведева, личного охранника генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева:
«Руководители держав знали пристрастия Генерального, и у него скопилось немало замечательных подарочных машин. Английский чёрный «роллс-ройс», который он любил больше других, два немецких голубых «мерседеса», японский «президент», «кадиллак», «линкольн»... Это всё были личные его машины...
За неделю до того, как наши генеральные секретари отправлялись в Крым на отдых (и при Брежнев, и при Горбачёве), в один-два вагона загружали «ЗиЛы» и «Волги» и отправляли заранее на юг. При Леониде Ильиче грузили ещё пару иномарок: обязательно чёрный «роллс-ройс» и ещё что-нибудь в придачу. Иногда сразу после прилёта в Симферопольский аэропорт он садился за руль».
В автоколлекции Брежнева было от примерно полусотни до почти семи десятков личных машин. И он садился только за руль собственных авто, никогда не «покушаясь» на место водителя служебных машин.
Одну из иномарок — «Mercedes» 280, которая разгонялась с места до 100 км/час, он отправил на дачу в Мисхоре. И когда отдыхал в Крыму, ездил на ней.
Два года назад с аукциона ушёл ещё один легендарный автомобиль — ЗиЛ-4104. Этот отечественный лимузин обслуживал семью первого и единственного президента Советского Союза Михаила Горбачёва. Машина «отметилась» в значимом для страны историческом эпизоде. Она как раз стояла в Форосе, у президентской дачи во время попытки госпереворота — тогда Горбачёв с семьёй 19 августа 1991 года был изолирован в государственной летней резиденции.
«Горбачёвский» «ЗиЛ» был нестандартным, имел сильный двигатель, который позволял разгоняться за полтора десятка секунд до скорости в сто километров в час. А максимальную скорость развивал до 190 км/час.