За две первых недели этого месяца дистанционные мошенники «облегчили» кошельки крымчан примерно на два десятка миллионов рублей. Кажется, что каждый человек уже слышал и видел официальные сообщения, рассказы родных и знакомых об аферистах. Но обманутых при этом меньше не становится.
О современных технологиях, прогрессивных жуликах, схемах обмана «АиФ-Крым» поговорили с директором Центра искусственного интеллекта Крымского федерального университета Мариной Руденко.
Плата за удобство
Наталья Дремова, «АиФ-Крым»: верно ли утверждение, что дистанционные мошенники идут нога в ногу с развитием технологий?
Марина Руденко: дистанционное мошенничество — это еще один этап освоения преступниками современных информационных, цифровых и даже научных средств. Еще лет десять-пятнадцать назад основная доля таких способов выманивания денег приходилась на электронную почту. Туда приходили сообщения с фишингом — попытками получить личную информацию человека, обмануть его, вынудить расстаться с деньгами. Вспомнить хоть «нигерийские письма», которые россияне получали из африканских стран. Там сообщалось о выигрыше, наследстве, выгодной сделке. Со временем технологии и почтовые сервисы стали более защищенными, а люди стали меньше пользоваться электронной почтой.
— И схемы стали выстраиваться в мобильных сервисах?
— То есть, люди там от жуликов меньше страдают?
— Я бы так не сказала. Там просто распространены другие схемы, не так развитые у нас. Например, инвестиционные. В Европе они чаще встречаются, а в США просто процветают. Нашего человека «раскрутить на деньги», предлагая вложиться в акции, криптовалюту, какое-то производство намного сложнее, чем жителей западных стран. Наш менталитет — копить. Если не в банке, то под матрасом. А для них сама мысль о том, что деньги станут лежать мертвым грузом, непереносима. Появились деньги — надо вложить, пусть работают. На этом и строятся схемы мошенников.
«Сеть» и «точечная работа»
— Правда ли, что даже короткий разговор с жуликами — это угроза того, что они смогут на основании аудиозаписи создать имитацию голоса и пользоваться ею?
— Не совсем так. Те самые колл-центры, которые размещаются за границей, в том числе, и на Украине, работают, если сравнивать с рыбной ловлей, «широкой сетью». То есть, идет сплошной обзвон: из ста абонентов хотя бы несколько не оборвут разговор в самом начале. А вот создание имитации голоса, проработка сценариев работы, затрата времени на сбор сведений — работа «штучная», всегда ориентированная на конкретного человека. При этом мошенники точно знают: у него есть деньги, и немалые. Для пенсионерки, которая отложила на черный день сто тысяч, никто так стараться не будет — она, скорее, может стать жертвой мошенника из колл-центра.
Как показывает практика, «индивидуальные разработки» довольно редки и проводятся аферистами точечно.
— Если речь идет о группах, которые находятся в других странах, то они просто появляются перед потенциальными жертвами в соответствующем антураже, изображая «правоохранителей», «сотрудников спецслужб», «финансистов», и так далее. Отечественные мошенники вынуждены лица скрывать, поэтому используют чужие изображения, голос. Но это, как я уже говорила, требует серьезной подготовки и времени, поэтому такие «специалисты» действуют наверняка и адресно. Есть недорогие и бесплатные сервисы, позволяющие создавать такие дипфейки — ложные образы. Но они несовершенны, и, присмотревшись, можно заметить неверную артикуляцию, «плывущую» картинку, и другие признаки подделки.
— Откуда у мошенников наши телефоны, фамилии, имена-отчества?
— От нас. Мы постоянно оставляем эти данные в магазинах или аптеках, чтобы получить скидочные карточки, в парикмахерских, косметических салонах — ради бесплатных процедур или участия в акциях. Нас все время ловят на жажду какой-то микровыгоды, может даже такой, которая никогда нам не достанется. И это вопрос времени, когда доступ к таким базам получат мошенники.
Мы сами тоже в интернете выкладываем свои данные, или это делают за нас. Например, публичные люди не могут полностью отгородиться. Ученые, участвующие в различных конференциях, предоставляют свои данные. И многие люди в связи со своей профессией не могут не принимать звонки с незнакомых номеров.
— Крымчане стали покупать родителям самые простые, кнопочные, телефоны, с которых нельзя получить видеозвонок, воспользоваться услугой перевода средств. Это спасает?
— В какой-то мере. Но полно случаев, когда мошенники просто «ведут» пожилых людей, диктуя им порядок действий — и все равно своего добиваются. В процессе разговора они ловко выясняют, какими средствами обладает человек: накопил, продал недвижимость, получил крупную сумму от родных. А затем начинают пугать тем, что деньги вот-вот исчезнут с карты. И мне звонили, но отключились после того, как я сказала: «Ничего страшного, на счету все равно десять рублей осталось!»
— Становится больше случаев, когда семейные счета «очищают» с помощью детей, каким образом?
— Может быть использована и подделана аудиозапись голоса. Допустим, мама звонит ребенку, просит взять документы, карту, продиктовать какие-то данные, осуществить перевод. Дети быстрее схватывают технологии, часто бабушки и дедушки просят помочь в переводах денег, установить какое-то приложение. И, конечно, в смоделированной преступниками ситуации, он может отдать или перевести деньги. В Крыму такие случаи есть. Можно посоветовать, чтобы родители поговорили об этом с ребенком, вместе выбрали контрольные вопрос и ответ — что-то такое, о чем знают только в кругу семьи.
Охота за сим-картами
— Есть ли какая-то схема обмана, к которой крымчане чувствительнее всего?
— Крымчане, севастопольцы, возможно — жители новых регионов, остро реагируют на угрозу преследования в связи «с переводом денег ВСУ». Мошенники сообщают, что с их счетов были сделаны такие транзакции, и только сотрудничество якобы со спецслужбами их спасет. Жителя, например, Дальнего Востока, такими угрозами вряд ли проймешь — люди несколько отстранены от этого. А у нас все знают, что есть такие люди, которые действительно поддержку нашим врагам оказывают. Их выявляют, мы о них узнаем.
— А еще где часто люди теряют деньги?
— Это все связанное с магазинами на интернет-площадках, с доставками, с сервисами, которые только развиваются и поэтому уязвимы. Все уже знают как мошенники воспользовались связью отечественного мессенджера с Госуслугами и нацелились на похищение аккаунтов пользователей. Интересуют их, в первую очередь, персональные данные, паспорт, и другое. Сейчас дистанционным мошенникам операторы мобильной связи поставили барьер: те не могут напрямую звонить из-за рубежа. Такие звонки автоматически прерываются. Поэтому аферистам нужны «станции» внутри страны со специальным оборудованием и операторами. И огромное количество телефонных сим-карт.
— И где их берут, когда продают в одни руки ограниченное количество?
— А вот отсюда мы снова возвращаемся к нашим персональным данным! Именно они дают мошенникам некоторый уровень легализации — телефонов, рассылок. Наши данные могут использовать для покупки сим-карт, которыми пользуются «операторы» нелегальных «станций». Мы в этой ситуации являемся важным ресурсом для мошенников. Как и наши счета. Пусть там нет больших сумм, и сразу снимаются поступившие деньги — но их могут использовать для пересылки отнятых у кого-то средств. И важно понимать, что потери от действий мошенников могут быть не только финансовыми.
Кстати
Крымчан предупреждают о новой схеме обмана. Теперь под ударом папы и мамы школьников. Им звонят якобы представители банка с сообщением о попытке мошенников взломать телефон ребенка. И предлагают установить приложением родительского контроля, скачав по присланной ссылке. После его установки все данные с телефона получают мошенники. В том числе и доступ к банковским счетам. Приложения дают жуликам возможность блокировать отдельные программы паролем, вести удаленную трансляцию аудио и видео с микрофона и камер, а также читать входящие сообщения и уведомления из мессенджеров и СМС.