Крым готовится принять 7,5 миллионов туристов, в большинстве своем выбирающих летний пляжный отдых. В среднем каждый летний месяц население полуострова вдвое превышает данные переписи, и эти добавочные два миллиона тоже хотят есть.
Цены держат оборону
Однако официальные статистические данные высокий уровень ценников не подтверждают. В прошлом году рост на продовольственную группу товаров составил около 7%. Но это в среднем, как температура по больнице.
«Мы берём 24 позиции условного минимального набора продуктов и сравниваем как по региональной динамике, так и с регионами-соседями, — пояснил замминистра промышленной политики Крыма Ян Латышев. — В мае стоимость такого набора в Крыму составила 4406 рублей, что на 172 рубля ниже, чем в Краснодарском крае и на 143, чем в Севастополе».
С начала года индекс потребительских цен в республике вырос на 3,7%. В сравнении с Краснодарским краем, в Крыму более высокая стоимость мяса и молочной продукции. Сдерживать расценки на остальные товары помогают регулярные ярмарки с льготными условиями предоставления мест местным товаропроизводителям. В ближайшее время им хотят ограничить торговую надбавку 15-20% при непосредственной продаже товаров населению через торговлю в нестационарных объектах. В городах определены 98 ярмарочных площадок на 2,2 тысячи мест, и 905 из них занимают товаропроизводители. По крайней мере, такие отчеты приходят в Минпромполитики РК из муниципалитетов.
Их величества перекупщики
«В Бахчисарае четыре рынка и около тысячи ларьков, — рассказал депутат Госсовета Крыма Василий Рогатин. — Строят шалманы из фанеры, и там торгуют отнюдь не производители. Их изживают, а места занимают перекупщики. Крымскую продукцию увозят на материк, а нам везут черешню и абрикосы из Армении, Казахстана, Азербайджана и Турции. С утра руководитель рынка зашел, собрал деньги и ушёл. А там торгуют с земли, пыль и грязь».
Аналогичная картина в Джанкое, Алуште, других городах. Торгующие клубникой, абрикосами, черешней с готовностью предъявляют документы о крымском происхождении товара, но как только поступает просьба сфотографировать их для проверки, всеми правдами и неправдами стараются этого избежать. А то и вовсе бросают товар и убегают.
Те 60% продуктовых товаров, которые производятся в небольших хозяйствах, на крымские прилавки не попадают — их скупают оптовики и вывозят в большие города, где высокий спрос на овощи и фрукты солнечного полуострова. Институт потребкооперации себя изжил, создание продуктовых хабов где-то затерялось вместе с прежним министром сельского хозяйства, который их обещал, а крупные федеральные торговые сети никак не хотят рассматривать Крым как площадку для своего развития. Точнее, они присматриваются, и категорическое «нет» с их стороны не звучит. Дело в другом — стоимость аренды торговых площадей в Крыму на порядок выше расценок в Краснодарском крае. При этом количество объектов торговли превышает нормативные показатели в 1,6 раза – семь тысяч стационарных торговых точек, из которых 100 - крупные супермаркеты.
Вместо конкуренции и борьбы за клиента ценовой политикой торговые точки сражаются за близость к нему. И перспектива иметь на каждого жителя Крыма по одному сколоченному на скорую руку фанерному ларьку не выглядит анекдотичной.