В Крыму — бархатный сезон. Ещё можно купаться, выходить в море на экскурсионных и прогулочных катерах. А вот с этими маломерными судами у берегов Крыма нечасто, но периодически случаются различные неприятности: то получают пробоину, отойдя от берега, то сталкиваются с другим судном…
Последнее происшествие — ЧП у мыса Меганом в Восточном Крыму, вновь обострило вопрос безопасности морских прогулок вдоль полуострова. Туристы хотят разнообразить свой отдых, не подозревая, что фактически коммерческие перевозки по морю никем не контролируются, и оплата поездки не влечёт ответственности капитана судна за безопасность пассажиров.
Ничто не предвещало?
Трагедия, которая произошла пятого сентября, получит оценку в правоохранительных органах. Почему капитан катера, получив штормовое предупреждение от МЧС, решил выйти в море, взял на борт больше пассажиров, чем положено по техническим характеристикам судна? Почему не предоставил им спасательные жилеты? Тело погибшей 60-летней ростовчанки уже опознано родственниками. Остальные 11 спасённых пассажиров ещё будут давать показания.
По ходатайству следствия, Судакский городской суд на днях вынес решение о заключении под стражу капитана катера «Камелот». Само судно лежит на дне, в 200 метрах от берега — там, где его перевернуло штормовой волной вместе с пассажирами.
Хронология ЧП уже восстановлена. Катер вышел в море из поселка Новый Свет. Прогулка вдоль мыса Меганом с обозрением маяка и купанием в чистой гравийной бухте стоит 800 рублей для взрослого человека. Волнение моря со стороны посёлка не представляло сложности для экскурсии, но когда семиметровый катер вышел из подветренной зоны мыса, его стало подбрасывать на волнах. Одна из них перевернула судно целиком. Капитан и 12 пассажиров оказались в воде. Будь на них спасательные жилеты, шансы дождаться помощи были бы гораздо выше.
«Погибшую изначально затянуло катером вниз, но ей удалось выплыть на поверхность, — рассказал начальник 4-го пожарно-спасательного отряда ГУ МЧС Дмитрий Коваленко. — Но уже через несколько минут женщина пропала из поля зрения остальных пассажиров».
Помощь пришла быстро. К спасательной операции привлекли катера местных предпринимателей, и потерпевших моментально транспортировали к берегу. В медицинской помощи они не нуждались. Тело погибшей женщины нашли спустя сутки. Его прибило к скалам в километре от места ЧП.
Запретить-то можно…
«Мы по сути надзираем только за некоммерческими маломерными судами, — пояснил начальник региональной ГИМС Булат Каюмов. — В основном нарушители — это коммерческие перевозчики. Мы их не имеем права останавливать, иначе это трактуется как превышение полномочий инспекторов ГИМС. В итоге коммерческие перевозки у нас бесконтрольные и безнадзорные».
Но вот каким образом пользователь пляжа должен «не допускать использования на территории пляжа маломерных судов без наличия разрешительной документации», остается загадкой.