Примерное время чтения: 9 минут
65

Как себя вести с пожилыми людьми: правила общения с родственниками

ООО «СПУПЛ «Долголетие» / Из архива

Общение с пожилыми людьми — это не просто разговор, это настоящее искусство! Вы же знаете, как бывает: заходите к бабушке, а она уже сидит с таким выражением лица, будто сегодня не её день. Вы говорите: «Бабуль, как дела?», а в ответ — тишина и вздохи. Вот тут и начинается квест: как вернуть ей улыбку?

Эксперты пансионата для пожилых «Долголетие» рассказали, как понять особенности общения с пожилыми людьми и предложили конкретные советы для улучшения качества коммуникации.

Понимание особенностей пожилого возраста

Нступление пожилого возраста влечет за собой множество изменений, которые могут повлиять на качество общения: ухудшение слуха, зрения, снижение подвижности. По данным ВОЗ, более 25% людей старше 65 лет имеют проблемы со слухом. Это может вызывать затруднения при общении. По этой причине, чтобы родители могли вас услышать, необходимо адаптировать голос и манеру разговора.

В пансионате для пожилых «Долголетие» подопечные находятся под постоянным присмотром квалифицированных сотрудников. Фото: Из архива/ ООО «СПУПЛ «Долголетие»

Психологические изменения также играют важную роль. Люди испытывают одиночество, потерю близких, необходимость адаптироваться к новым условиям жизни. Психолог Эрик Эриксон подчеркивал, что в пожилом возрасте важнейшей задачей становится достижение целостности — принятие своего жизненного пути и ощущение удовлетворения. Поддержание качественного общения помогает в этом.

Пожилые родители часто чувствуют себя изолированными, их социальная роль изменяется, и они могут ощущать снижение своей значимости в обществе. Поддержка и активное участие в разговоре помогают минимизировать этот эффект.

Основные принципы эффективного общения

Специалисты пансионата для пожилых «Долголетие» рекомендуют учитывать несколько важных принципов:

  • Уважение и внимание. Ваши родители обладают богатым жизненным опытом, который нужно ценить. Психолог Карл Роджерс утверждал, что безусловное принятие и уважение к собеседнику позволяют устанавливать доверительные отношения. Важно всегда демонстрировать уважение к мнению пожилого.
  • Терпение и чуткость. Возрастные изменения замедляют реакции, и пожилым людям может требоваться больше времени для ответа. Используйте простые и ясные слова, говорите медленно и спокойно.
  • Активное слушание. Чтобы показать, что вы заинтересованы, используйте техники активного слушания. Подтверждайте, что вы слышите родителя, с помощью кивков, коротких фраз и вопросов.
старики
Очень важно в общении с пожилыми людьми проявлять заинтересованность и эмпатию. Фото: Из архива/ ООО «СПУПЛ «Долголетие»

Практические советы по улучшению общения

  • Невербальные сигналы. Улыбка, кивок, визуальный контакт — все это помогает пенсионеру чувствовать себя значимым. Невербальные сигналы играют важную роль, особенно если старик имеет проблемы со слухом. Исследования Альберта Мерабиана показывают, что до 93% коммуникации происходит через невербальные сигналы.
  • Корректная постановка вопросов. Открытые вопросы, которые предполагают развернутый ответ, стимулируют более глубокое общение. Вместо «У тебя все хорошо?» лучше спросить: «Чем ты сегодня занимался?». Это позволяет человеку рассказать больше и почувствовать интерес к своей жизни.
  • Воспоминания и истории. Престарелые родители любят делиться воспоминаниями, и это не только приятно, но и полезно для их когнитивных функций. Воспоминания стимулируют работу мозга, что способствует поддержанию памяти.

Правила преодоления трудностей в общении

  • Выведения из плохого настроения. Иногда старые и больные люди могут проявлять раздражительность. Важно понимать, что причина кроется в физической боли или одиночества. В таких случаях помогает подход Карла Роджерса, основанный на эмпатии — попробуйте понять чувства человека и дайте ему возможность выразить свои эмоции.
  • Общение с людьми, страдающими деменцией. Деменция усложняет общение, но использование простых предложений и повторение информации может помочь. Визуальная поддержка значительно облегчает общение с людьми с когнитивными нарушениями. Например, вы можете использовать фотографии, чтобы помочь больному вспомнить события из прошлого, или карточки с картинками, чтобы объяснить, что будет происходить дальше. Это помогает им лучше понять контекст разговора и уменьшает уровень тревоги.
  • Адаптация к состоянию. Состояние здоровья пожилого может меняться, и важно быть готовым адаптировать свой подход к общению в зависимости от ситуации. Например, если пенсионер чувствует усталость, старайтесь говорить спокойнее и сокращать продолжительность беседы. А в другие дни, когда он полон сил, можно обсудить более сложные темы или заняться совместной деятельностью.
Прогулки на свежем воздухе и другие совместные занятия улучшают взаимопонимание. Фото: Из архива/ ООО «СПУПЛ «Долголетие»

Эмпатия и эмоциональная поддержка

Эмпатия — это ключевой фактор в общении с пожилыми людьми. Поддерживайте эмоциональный комфорт, демонстрируя понимание и сочувствие. Выражение фраз вроде: «Я понимаю, как это для тебя важно», помогает престарелым чувствовать себя услышанными.

Строить доверие можно, проявляя интерес к их истории. Создайте возможности для участия пожилых людей в жизни семьи — спросите совета, вовлекайте их в принятие решений, чтобы они ощущали свою значимость.

Вовлечение престарелых в активное общение

  • Совместные занятия. Прогулки, игры или даже простые разговоры на кухне помогают поддерживать активное общение. Исследования показывают, что социальная активность напрямую влияет на когнитивное здоровье, снижая риск развития деменции.
  • Технологии на службе общения. Обучите пожилых людей пользоваться видеозвонками или некоторыми социальными сетями. Это поможет им оставаться на связи с близкими. Использование технологий значительно снижает уровень одиночества и способствует поддержанию социальных связей.
  • Регулярное общение. Постоянное внимание — это основа хороших отношений. Даже короткие, но частые беседы помогают улучшать психологическое состояние, создавая чувство стабильности и уверенности.

Ошибки, которых следует избегать

  • Патернализм. Пожилые люди не нуждаются в чрезмерной опеке, они хотят сохранять собственную самостоятельность. Разговаривайте с ними как с равными, не упрощая речь до уровня ребенка.
  • Сравнения с современностью. Фразы вроде: «Сейчас не так, как раньше» могут вызвать отчуждение и чувство ненужности. Старайтесь избегать подобных сравнений и подчеркивайте, что их опыт важен и ценен.
Фото: Из архива/ ООО «СПУПЛ «Долголетие»

Главное правило общения со стариками

Общение с престарелыми требует чуткости, терпения и уважения. Каждый человек имеет свою уникальную историю, и важно уделять время, чтобы её услышать. Но общение с пожилыми людьми не должно быть обязаловкой или чем-то, что делается через силу. Давайте себе передышку, чтобы стать спокойнее.

Лучше провести со стариком меньше времени, но качественнее: даже один час общения в неделю, когда вы в хорошем настроении, способен принести больше пользы, чем ежедневные визиты, когда вы устали или раздражены, потому что вынуждены это делать. Очень долго выдерживать старика без отдыха и переключения – сложно для психики.

В случаях, когда вы спокойны, вы адекватно воспринимаете пожилого родственника, и тогда общение проходит без проблем. Иногда стоит отдыхать от общения с пожилым человеком.

Например, вы можете временно отправить пожилого родственника в пансионат для пожилых "Долголетие". Там он сможет отдохнуть, получить качественный медицинский уход, в который входит наблюдение врача и контроль приема лекарств. А также быстро завести новые знакомства и насладиться временем в обществе людей своего возраста. А вы в это время сможете набраться сил и почувствовать себя более свободно.

Пансионат подходит для постоянного пребывания инвалидов, спелых и гостей, требующих особого ухода, в качестве дома для престарелых. Такой отдых полезен обоим: и вам, и вашему близкому человеку. Звоните по телефону 8 (978) 513-17-47, чтобы узнать подробнее. Вам назовут условия и возможности для проживания, расскажут про дополнительные услуги, назовут точную стоимость с учетом скидок и начнут оформление.

Реклама, 16+. Заказчик: ООО «СПУПЛ «Долголетие», ОГРН 1159204023747
erid: 2VfnxyRuHSx

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах