Примерное время чтения: 7 минут
3843

Танцы на полотнах. Крымчанка развивает редкий вид искусства

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. АиФ-Крым №39 26/09/2014
Александр Кадников / АиФ-Крым

Кажется, что девушка парит в невесомости, а полотнища —  просто декорация, на фоне которой так хорошо просматривается каждое движение ее тренированного тела. Почти незаметное движение — и она скользит головой вниз, потом разжимается рука… Зрители переводят дыхание, но расслабляются только, когда выступление завершено.

Мода на полотна перекочевала в спортивные залы из цирка. Номера, в которых гимнасты, как по лестнице, по ткани карабкаются под купол, делают в воздухе различные па, бесстрашно срываются вниз — одни из самых зрелищных.

«Снаряд» из ткани

Катю Шинтябину саму легко можно принять за ученицу: тоненькая, как тростинка, высокая блондинка с длинными волосами и открытым взглядом. В этом году Катя окончила университет: специалист по международной экономике.

Посередине небольшого зала, где мы общаемся, пол и потолок скреплены шестом-пилоном. Здесь в течение двух лет Катя постигала азы танцев, а когда вышла на определенный профессиональный уровень и стало скучно, решила попробовать себя на новом «снаряде» — полотнах.

«Для Симферополя - это новое направление, наш зал — первое место, где повесили полотна, ещё, знаю, есть студия в Севастополе», — объясняет она.

Впервые трюки на полотнах она увидела в цирке, понравилось, да так, что захотела попробовать. Съездила на недельный мастер-класс в Донецк, там ее научили азам, а практиковаться и идти дальше пришлось самостоятельно. Незнакомые элементы Катя учила по видео, были, конечно, трудности и ошибки, но со временем танцы на полотнах стали ее родной стихией.

Фото: АиФ-Крым / Александр Кадников

Удержаться от соблазна получить свою порцию адреналина я, конечно, не смогла. И Катя охотно соглашается научить меня нескольким элементам. У танцоров на полотнах свои требования к тренировочной одежде. Основное условие – закрытые колени.

Иначе могут быть ожоги: их можно получить, когда скользишь, обхватив полотна голыми ногами. А вот перчатки совсем ни к чему - мозолей у танцоров на полотнах не бывает.

К счастью, спортивный зал – не цирк, он уступает и в размерах, и по высоте. И меня это даже радует. Невольно перевожу взгляд с потолка на пол, пытаясь определить между ними расстояние.

«Для начинающих вполне достаточно, — перехватив мой взгляд, успокаивает Катя. — По техническим нормам, минимальная высота должна быть пять метров или хотя бы два человеческих роста, плюс, запас метра полтора».

Прежде, чем взяться за полотно, нужно размять и подготовить к растяжке тело. Процесс утомительный и долгий, разминка занимает 30 минут полуторачасового занятия. От того, как разогреты мышцы и суставы, зависит и безопасность.

Размер полотна рассчитывают, умножая высоту на два, плюс дается запас полтора метра. На высоте пять метров получается около 9-10 метров ткани.

Без страховки

Тренер распутывает узел, и розовые струи ударяют в пол. Она обматывает запястья тканью и подтягивается на руках. Раздается пугающий скрежет – от нагрузки скрипит крепление. Катя понимающе кивает: поначалу ее это тоже настораживало. Потом привыкла.

Кольцо крепления — вертлюг, выдерживает динамическую нагрузку до 20 тысяч килограммов. Ограничений по весу нет. Да и по возрасту. Самой старшей ученице Кати - 47, младшей - 13 лет. За полтора месяца новички учатся выполнять 150 базовых упражнений, в том числе, сложных.

Она беззаботно щебечет из-под потолка, успевая продемонстрировать несколько элементов. Со стороны все выглядит красиво, изящно и легко.

«На небольшой высоте сорваться сложно. Ты либо завязан, либо устойчиво опираешься на полотно, — объясняет Катя. — И потом, поначалу запрещаешь ученикам отрывать руки от полотна, следишь за тем, чтобы они обязательно придерживались одной рукой. Это вообще не страшно!»

В доказательство Катя делает «обрыв»: срывается вниз на разматывающихся полотнах и тормозит в нескольких сантиметрах от пола. То, что, по идее, должно успокоить, вызывает у меня обратную реакцию. Спрашиваю о страховке.

«Страховку, как в цирке, на тросах, здесь не сделаешь  из-за постоянных обмоток. Ты просто запутаешься тогда и можешь сам себя удавить, — рассказывает Катя. — Поэтому страховка здесь — маты, которые лежат на полу, и тренер, который следит за правильностью выполнения упражнений», — улыбается мой тренер.

Все-таки любопытство оказывается сильнее страха. Обхватываю руками ткань и подтягиваюсь на трясущихся от напряжения руках. В это время Катя обматывает мои ноги. Это должен делать сам ученик, но, как новичку, для меня сделали исключение. Два-три завитка, и нога словно стоит на ступени. Находишь баланс и чувствуешь себя вполне уверенно, но не покидает ощущение, будто находишься на борту корабля, танцующего на волнах. Все мышцы напряжены. Ленты до боли сдавливают щиколотку.

Фото: АиФ-Крым / Александр Кадников

Катя предлагает сделать хотя бы одно упражнение на полотне. Самое примитивное: колени поджимаются к груди, человек на счет «восемь» держит пресс.

Поджать к груди колени, вцепившись мертвой хваткой в полотна руками, удается только со второй попытки. «Надо меньше есть!» — отзывается мозг. Пальцы немеют, руки дрожат. До конца счета не выдерживаю, на «четыре» ноги уходят вниз. Выдыхаю с облегчением.

«После этого идет переворот, рука обхватывает полотно, человек в полугруппировке переворачивается вниз головой и ищет баланс, — продолжает Катя, словно не замечая моих страданий. – Потом - стоечка: выпрямляешь ноги».

Руки немного отдохнули, и я решаюсь на ещё один элемент. Закрепившись за полотно ступнями, делаю упор на руки, и. ноги легко разъезжаются в продольный шпагат. Я ликую.

Катю моя реакция веселит. Дав время на радость, она вскоре возвращает с небес на землю.

«Это не классический шпагат, который человек делает на земле. На полотнах, под своим весом, на расслаблении, мы просаживаемся намного ниже и проворачиваемся в одну сторону».

Свою порцию эмоций и нагрузки я, кажется, получила. А через сутки эта легкость дает о себе знать: ноют руки и безумно болит пресс. В течение двух дней не могу даже присесть без боли. Радует одно: если пресс болит, значит, он у меня все-таки есть!

Кстати
По одной из версий – гимнастика на воздушных полотнах является самым поздним видом воздушного искусства, появившимся в 1959 году во французской цирковой школе. А популярна стала после того, как в 1995 году, француженка ИзабельВодель продемонстрировала номер на полотнах на Всемирном цирковом фестивале. По другой – акробатика на воздушных полотнах имеет своим прототипом гимнастику на ремнях, которая зародилась в раннем периоде правления Династии Цин в Китае (1644-1911). Легенда гласит, что в первоначальном варианте это были кожаные ленты, подвешенные на бамбуковые рамки в форме вигвама, на которые запрыгивал и поднимался вверх артист, намотав ремни вокруг запястья и выполняя трюки различной сложности и скорости. Последнее время гимнастика на воздушных полотнах становится интересной альтернативой танцевальным и спортивным занятиям для непрофессионалов, которые довольно успешно осваивают базовые элементы этого вида акробатики, а иногда достигают довольно высокого уровня владения этим снарядом, вплоть до выполнения сложных элементов. Также сегодня получают особое развитие такие виды спорта на основе воздушных полотен, как йога на полотнах, йога в гамаках, гимнастика на воздушных петлях (гамаках). Научиться этим видам воздушной акробатики можно сегодня в различных танцевальных школах и студиях.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах