Самолёт сохранился
Работы продвигались сразу в нескольких районах – у берегов Качи (Севастополь), Евпатории, Феодосии и в Керченском проливе. Именно здесь участники экспедиции обнаружили немецкий торпедный катер S-102. Согласно архивным документам, судно подорвалось на мине 8 июня 1943 года, погибли 12 человек. Обломки катера нашли на глубине 16 метров, совсем не там, где судно должно было находиться по имеющейся информации. Военные подняли на поверхность 40-миллиметровое орудие Flak-28, винты и другие фрагменты, имеющие историческую ценность.
Спустя пару дней участники этой же морской экспедиции провели операцию по подъёму со дна штурмовика Ил-2, которым когда-то управлял Герой Советского Союза Юсуп Акаев. Именно он 8 ноября 1943 года был за штурвалом самолета, когда немцы сбили его над Керченским проливом. Но Акаев вместе с напарником Слепцовым выжили. Правда, им пришлось пять часов бороться со стихией, пока спасательный катер проходил минное поле. А вот самолет, хоть и пролежал все эти годы в пучине на глубине 5-6 метров, сохранился в неплохом состоянии. Теперь его планируют отреставрировать и сделать экспонатом музея.
Кипит работа и у археологов Черноморского центра подводных исследований. Как рассказал заместитель директора по научной работе Виктор Вахонеев, центр провёл уже две достаточно крупные подводные экспедиции. «Первая – в античном городе Акра (акватория Керченского пролива, пос. Заветное), — сообщил он «АиФ-Крым». — В этом году впервые в состав участников экспедиции помимо нашего центра и Эрмитажа вошли 20 волонтёров Русского географического общества. Раскапывали мы помещение богатого домовладения IV века до нашей эры. В центре строения стояла переносная керамическая жаровня, а когда зачищали пол, нашли огромное количество всяких бобовых, фундук, грецкие орехи и множество косточек оливы. В будущем мы даже планируем сделать экспозицию, посвященную еде древних греков».
Пароход и галеры
Вторую экспедицию посвятили детальному исследованию легендарного парохода «Веста», который принимал участие в Русско-турецкой войне. Судно обнаружили в конце 2015 года в 16 км от берега в районе мыса Тарханкут. На поверхность подняли парадную фарфоровую посуду производства фабрики Кузнецова, медную посуду с камбуза, осветительные фонари. Все находки сейчас находятся в музее подводной археологии в Феодосии.
По словам Вахонеева, в середине августа стартует второй этап работ, в ходе которых археологи поднимут с «Весты» штурвал. Помимо этого сотрудники Черноморского центра подводных исследований планируют продолжить раскопки турецкого корабля конца XVIII века, потопленного адмиралом Фёдором Ушаковым во время Керченского сражения у мыса Такиль.
Также продолжает свои подводные исследования музей-заповедник «Судакская крепость». По словам директора Раисы Новицкой, раскопки проводятся в Новом Свете, где в одной из бухт — Зелёной потерпели кораблекрушение три пизанские галеры. Но более масштабные работы запланированы непосредственно на территории самого музея. «Мы хотим раскопать Центральную улицу Генуэзской крепости, старый город, чтобы людям показывать не просто поле, а как Херсонес — дома, улицы, остатки строений», — пояснила Новицкая.
Кстати, уникальные находки были сделаны во время наземной военно-исторической экспедиции «Аджимушкай», которая ежегодно проводится в Керчи.
«В первый же день одна из групп наткнулась на останки. Это был попавший под плиты завала боец подземного гарнизона, который до последнего не выпускал из рук оружия, – рассказал руководитель Крымского регионального отделения «Поискового движения России» Владимир Симонов. — Спустя день на другом участке нашли брошенный в каменоломнях сейф с пачками документов (их еще предстоит изучить специалистам), а буквально в десятке метров от того места, где «поднимали» бойца, была сделана уникальная находка — трактор на гусеничном ходу».