Дерзкая кража полотна Куинджи из Третьяковской галереи прогнозируемо повысила интерес к проходящей там выставке работ художника, которая завершится 17 февраля. В различных ток-шоу занимаются поисками мотива, заставившего молодого отца и мужа пойти на преступление. А между тем музейные смотрители по всей стране получают новые инструкции.
Человека не заменишь
В Министерстве культуры Крыма не раз подчеркивали, что ещё при переходе в состав РФ получили чёткое указание: направлять средства, прежде всего, на установку в музеях систем безопасности. С 2015-го по 2018-й шла работа по приведению учёта и хранения музейных предметов, музейных коллекций в соответствие с требованиями российского законодательства. Закупали специальное оборудование, системы пожарно-охранной и тревожной сигнализации, климат-контроля в помещениях экспозиций. Только в прошлом году на это музейные учреждения получили около 40 миллионов рублей.
Коллекции крымских музеев — и республиканских, и муниципальных - насчитывают около миллиона музейных предметов, из них более 8,5 тысяч отнесены к группе хранения «Живопись».
Семинары для музейных работников, где вопросам безопасности и сохранности культурных ценностей уделяется отдельное внимание, проводятся ежегодно. Но в связи с недавними событиями в Третьяковской галерее музейные учреждения Крыма тоже получили дополнительные инструктивные письма.
В Феодосийской картинной галерее имени Айвазовского, где экспонируются очень ценные картины, система работы со смотрителями особая. В начале дня они принимают смену на своём участке под роспись, а по окончании — под роспись и сдают. Каждый понимает, что в течение рабочего дня внимание ослабевает, поэтому дежурный смотритель делает периодические обходы.
«У нас существуют всевозможные способы защиты экспонатов: три рубежа пультовой охраны, физическая охрана по внутреннему и внешнему периметру, а после капремонта появится видеонаблюдение, — говорит директор галереи Айвазовского Татьяна Гайдук. — Но при наличии всей охраны многое зависит от человеческого фактора».
Проанализировав историю отечественных и зарубежных музейных краж последних лет, в галерее пришли к выводу: грабителей интересуют небольшие по размеру работы. Чтоб сунуть в подмышку и спокойно уйти. Поэтому маленькие картины переехали из основной экспозиции в зал-сейф, где особые меры предосторожности, и к каждому экспонату подведены датчики сигнализации. Более того, если кто-то и захотел бы снять со стены картину, то сильно пожалел, что многие годы не делал по утрам зарядку с гантелями: вес рамы каждой картины составляет… от 60 до 200 килограммов.
Любуйтесь на расстоянии
Возможно, этим объясняется отсутствие посягательств на полотна в галерее Айвазовского в Феодосии, не было даже курьёзных случаев. К слову, в Третьяковке работу Куинджи с крымским пейзажем снял феодосиец.
А в Симферопольском художественном музее на борьбу с теми, кто решит посягнуть на полотна, призвали ультразвук. Как только посетителю захочется слишком близко рассмотреть детали на небольших картинах или потрогать их, прозвучит сигнал. Обычно он сразу приводит в чувства больших любителей живописи.
Большие полотна, четыре на четыре метра, незаметно снять не получится. Но и к ним не последнее внимание, поскольку в музее есть работы Куинджи и Айвазовского. Конечно, посмотреть эти полотна приходит не так много людей, как в Третьяковку или феодосийскую галерею. Но, тем не менее, смотрители есть в каждом зале музея.
Ничем не отличаются системы безопасности в частных художественных галереях. Смотрители, физическая охрана, видеонаблюдение — всем этим обеспечена галерея «Почерк» в Ялте. «Галерея небольшая, и незаметно снять со стены картину невозможно, — заверила смотритель галереи Виктория Иванова. — Прошлым летом были попытки посетителей прихватить небольшие скульптуры, которые, по их мнению, плохо лежали. Но охрана быстро отреагировала и попросила вернуть статуэтки на место».
Кстати, три с лишним года назад в Севастопольский художественный музей имени Крошицкого вернулся этюд знаменитого русского художника Василия Поленова «Монастырь над рекой». Его нагло выкрали в 2005 году, в опустевшую раму воры вставили фотокопию — поэтому похищение этюда было замечено не сразу. Ни сигнализации у картины, ни камер наблюдения не было. Нашли её год спустя, в России, среди краденого антиквариата из Эрмитажа. Процесс возвращения затянулся, и «Монастырь над рекой» приехал уже в российский Севастополь.