Каждый день симферопольцы, выходя из дома, могут только гадать, за какое время удастся добраться на работу. И как доехать обратно. Потому, что маршруты автобусов меняются, они часами стоят в пробках, а улицы, открытые с утра, уже к обеду перекрываются знаками «дорожные работы».
«Когда это закончится» — вопрос риторический. Обещано — к концу года. И если в крымской столице не успеют к этому времени закончить ремонт дорог, то жить симферопольцам с развороченными тротуарами и вскрытым асфальтом до того времени, как снова придут деньги на эти работы.
Коллапс ещё будет?
Считается, что ремонт дорог в Симферополе перевалил «за экватор», и со дня на день движение по центральным магистралям столицы должно вернуться в прежний, «доремонтный» режим. К победе пришли не без потерь — городская администрация именно из-за хаоса, созданного «большим ремонтом», осталась без руководителя и его заместителей. Новый состав сити-менеджеров будет представлен на этой неделе.
Вступивший в должность министра транспорта Сергей Карпов готовит новую маршрутную сесть Симферополя. Она должна быть объединённой, закольцованной и оставить в центре города только муниципальные троллейбусы и автобусы. Частники уйдут на боковые улицы и ближайший пригород, который, по планам Минтранса РК, соединит с городом единая транспортная агломерация.
«Впервые создана Симферопольская агломерация, которая включает в себя сам город и часть Симферопольского района, — пояснил Сергей Карпов. – Сеть агломерации определена в 924 км: это основные автомагистрали с наибольшим количеством автомобильного транспорта и маршрутами трудовой миграции — утром по ним из пригорода люди приезжают на работу, вечером едут к месту проживания».
В планах ближайшей пятилетки приведение до нормативного состояния до 85% основной дорожной сети. Сейчас основные работы сосредоточены в городской черте, и по оценке министра, почти по всем объектам ремонт можно закончить до конца ноября, поскольку в декабре, кроме обустройства дорог и тротуаров, уже ничего нельзя сделать.
«Работа была рассчитана на год и при очень плотном графике, — уточнил Сергей Карпов. — В Краснодаре на капремонт было выделено 1,1 миллиардов рублей, и в течение года под патронажем всех высоких руководителей этапно проводили эти работы. У нас 1,4 миллиардов рублей, контракты — с августа месяца, соответственно коллапс будет».
Основная сложность в соблюдении сроков по ремонту дорог Симферополя в том, что у подрядчиков не хватает мощностей, и они набирают субподрядчиков. Ситуацию в Минтрансе РК называют тяжелой и требующей активной работы исполнителей контрактов. И — понимания самих горожан, иначе любая задержка поставит под угрозу завершения ремонта в срок.
«Убитых» подсчитают
Сейчас в министерстве готовят интерактивную карту «убитых» дорог, которые не позволяют доехать машинам «скорой помощи» и общественному транспорту. Специальная техника определяет не только поверхностное состояние асфальтобетона, но и состояние земляного полотна. Когда все дороги будут оцифрованы, станет понятно, о какой сети идет речь, поскольку без этого наладить качественное дорожное сообщение в масштабах всей республики нереально.
Часть дорожной сети в 1250 км сейчас готовится к передаче на федеральный уровень — это дороги, соединяющие Республику Крым и Севастополь, морские порты и пограничные транспортные переходы с Украиной. Содержание и затраты на эти дороги уйдут на федеральный уровень, нормативы по расходам будут выше, что позволит разгрузить республиканский бюджет. Только в таком случае появится возможность взяться за муниципальные дороги, которые идут через населённые пункты — чтобы их оборудовать соответствующим образом и делать это комплексно.
Всего предстоит паспортизировать и взять в управление около 2 тысячи км дорог. Эту операцию крымское министерство планирует на 2019-21 годы, в зависимости от бюджетного лимита.
Тем временем в регионах думают, как пережить предстоящую зиму. В Бахчисарайском районе 2,5 км дороги между селами Счастливое и Многоречье требуют срочного ремонтного вмешательства, иначе с наступлением холодов школьные автобусы просто прекратят ходить. Эта дорога находится в подчинении Крымавтодора, а не сельского поселения, и таких объектов очень много.
«Четыре года бьёмся вокруг дороги Приветное — Белогорск, — рассказала депутат Госсовета Крыма Галина Коноваленко. — Село Приветное входит в Алуштинский муниципалитет, но зимой дорогу в 60 км ни «скорая», ни пожарная машины не осилят. Поэтому трассу через перевал Кок-Асан-Богаз местные жители называют «дорогой жизни». В случае возникновения ЧС, только по горному серпантину проехать можно».
Много претензий к работе Службы автомобильных дорог Крыма, где за год сменилось три главных инженера. Изготовленные службой проекты в 2015-16 годах подрядчики считают некачественными с неполными данными. Чтобы внести изменения уже по факту, за ответственными лицами нужно в буквальном смысле вести слежку.
«Много объектов просто «завалено», — говорил глава профильного парламентского комитета Леонид Бабашов. — По финансовому плану картина кажется хорошая, потому что компания ВАД его перевыполняет. А в целом там много вопросов» (к некоторым подрядчикам — ред.).
В настоящее время 79% автодорог Крыма не соответствуют нормативным требованиям. Без экстренных мер с учетом роста транспортного потока к 2020 году износ объектов дорожного хозяйства может достигнуть 100%.