Среди отзывов приезжих, поколесивших в Крыму на междугородних автобусах, встречаются сетования на бесконечные остановки в дороге и «подбирание» безбилетников. Случалось, что автобус оказывался плотно забит стоящими пассажирами, отстегнувшими водителю энное количество рублей.
Вершки и корешки
А с июля продажа билетов в автобусах должна идти через кассовый аппарат. Это касается как междугородных и пригородных, так и внутригородских маршрутов. В какую копеечку плюс к стоимости проезда оценят это новшество перевозчики пока непонятно.
Пока придорожным «зайцам» предложена схема: оплата проезда до ближайшей автостанции. А там — покупка билета до… конечной станции рейса. А если им не надо до автостанции, а требуется выйти раньше, в другом селе? Или не готовы они платит за номинально большее число километров, если де-факто их путь в два раза короче? Ответов на эти вопросы пока не предлагается.
С городским транспортом ситуация, кажется, понятнее: до июля продажа билетов в салонах автобусов допускается в виде отрывных корешков, которые пассажиры, чаще всего, игнорируют. В скором времени контроль на автобусных маршрутах будет таким же, как в троллейбусах.
«С июля начнется тотальный учёт продажи билетов, — сообщил начальник управления по организации и развитию перевозок на транспорте Минтранса РК Николай Лукашенко. — У водителя будет кассовый аппарат в салоне с обменом данными с налоговой».
На первых порах межведомственная рабочая группа Ространснадзора, ГИБДД, налоговой и Минтранса РК будет проверять наличие кассовых аппаратов в автобусах, потом возьмутся за безбилетников.
Каждый третий пассажир городского автобуса не хочет платит за проезд. «У нас в штате пять контролеров, проверяем все время, — сообщил директор «Горавтотранса» Денис Майор. — Но у льготников нет привычки носить оригиналы удостоверений, а у пассажиров – брать билеты».
И тариф вырастет
Конечно, оборудовать кассовым аппаратом микроавтобусы перевозчику не выгодно, поэтому в министерстве прогнозируют переход с малой до средней вместимости подвижного состава. Только в Симферополе на маршруты выходит 190 больших автобусов, из которых около 70 принадлежат частным перевозчикам. В Алуште 40% автопарка представлено новыми автобусами, в этом году обновление ждет Керчь. Как обновление и новшества скажутся на стоимости проезда, пока не подсчитывали.
Сейчас проходит процедура согласования повышения тарифа до 17 рублей за поездку. Один кассовый аппарат стоит 10-15 тысяч рубелей: оборудовать весь автопарк — выйдет кругленькая сумма. Муниципальные автобусы симферопольского «Горавтотранса» сразу оборудовали валидаторами, поэтому из 130 машин закупить кассы нужно еще на 35.
Участникам будущих конкурсов по выполнению перевозок на междугородних, пригородных и городских маршрутах уже стоит позаботиться об кассах в салонах автобусов. В этом году Минтранс РК планирует закрыть «белые пятна» на транспортной карте муниципальных и межмуниципальных перевозок.
«Мы только провели встречу с перевозчиками и выработали кучу рецептов, которые будут сейчас оформлены, и министр транспорта даст распоряжение — заверил глава профильного комитета Госсовета Крыма Пётр Запорожец. — У нас больше трети маршрутов без договоров».
С введением кассовых расчетов в автобусах упроститься механизм выплаты компенсирующих средств за перевозку льготников. В прошлом году сумма выплат превысила 1,6 миллиардов рублей.