Примерное время чтения: 4 минуты
827

«Это автохлам». Как повлияло подорожание проезда в Крыму на его качество?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Крым №22 29/05/2019
Владислава Макарчук / АиФ

Вот уже два месяца, как в Крыму действуют новые расценки на проезд в общественном транспорте. Подорожание на треть стоимости перевозки не отразилось ни на её качестве, ни на количестве автобусов. Частников по-прежнему не интересует чистота салона и внешний вид водителя. Как и соблюдение графика движения. 

Денег нет…

Стоимость проезда в 17 рублей не могла моментально привести к обновлению автопарка. Однако сейчас на маршруты выходят автобусы ещё украинского производства, в которых не то, что ехать — рядом стоять страшно. 

«Понимаю, на что поступают жалобы, — соглашается вице-президент Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма Зиновий Лудчак. — Средний тариф по ЮФО 22 рубля, у нас — 17 рублей. И это не та стоимость, при которой можно на следующий день купить новые автобусы. Хотя перевозчики начинают приобретать новые автобусы, поскольку старые уже никуда не годятся, это автохлам». 

Есть большая проблема с оплатой проезда льготников — их, по крымскому законодательству, свыше трёх десятков категорий. В республиканском бюджете на этот год предусмотрен один миллиард рублей компенсаций, из которого также погашают долги прошлого года. Некоторые перевозчики Симферопольского района уже 7 месяцев не получают возмещения затрат за перевозку льготников. Остальные получают их на уровне 25-50%. 

В таких обстоятельствах реальных финансовых средств для моментального обновления подвижного состава нет. Даже для банковского кредита нужно предоставить данные о финансовых поступлениях за год, подтверждая, тем самым, свою способность выплачивать заём. Но тариф повысился с 1 апреля, и за год финансовая картина такова, что даже на два автобуса денег банк не даст.

Частично компенсировать затраты на покупку нового транспорта готов крымский бюджет. На эти цели региональный Минтранс получит 100 миллионов рублей, и перевозчики могут рассчитывать на возврат до 25% от стоимости нового автобуса. Уже поданы заявки на 111 новых машин с указанием их стоимости, в среднем, по 4,2 миллиона за один автобус. Однако общую картину они не изменят — только пригородных маршрутов свыше 200, а с городскими — в четыре раза больше, и на каждый нужно поставить минимум по три новых автобуса.

«Если перевозчик не работает с «белой» бухгалтерией, он не сможет воспользоваться и этим предложением, — уверен эксперт транспортной отрасли Владислав Антонов. — Это тот же самый лизинг. Поэтому пассажирам опять скажут: потерпите. Пока не получится заменить соотношение частного транспорта к государственному с 90 против 10 на обратное, шансов для наведения порядка крайне мало».

Посмотрели — прослезились

Официальные отчёты результатов проверок пассажирского транспорта не отражают реальную картину, а искажают ее. Если из 180 проверенных автобусов претензии вызвали всего 9, или 2%, то почему везде пассажиры жалуются на грязь и хамство? Общественный мониторинг одного маршрута из аэропорта «Симферополь» показал, что в автобусах нет систем видеонаблюдения и навигации ГЛОНАСС, а программы контроля за передвижением автотранспорта у города нет.

«У нас действует приложение Яндекс-транспорт, в котором все видно, — парирует начальник управления транспорта администрации Симферополя Анастасия Лавринова. — Действительно, во время проверки некоторых водителей пришлось отправлять обратно на мойку и ждать, пока автобус выйдет в надлежащем санитарном состоянии».

Автобусными пассажирскими перевозками в крымской столице занимаются 12 коммерческих предприятий и одно муниципальное «Горавтотранс», на которое приходится 30% подвижного состава. Новые автобусы, которые вышли на городские маршруты за 5 лет, приобретены по программе государственного лизинга и это заслуга федеральных властей. В частном секторе значительных улучшений по обслуживанию пассажирских перевозок не произошло — по улицам курсируют старые ржавые «Эталоны» и украинские «Богданы», из которых владельцы стремятся выжать последнее, поскольку с июля пассажирские автобусы без системы ГЛОНАСС на маршруты не выйдут.

Летом пройдут первые в российской юрисдикции конкурсы по определению исполнителей перевозок по городским маршрутам. Если в условиях не предусмотреть наличие собственного автопарка у перевозчика, продолжится практика последних десятилетий по раздаче паспортов маршрута субподрядчикам с одним автобусом, которые сами решают – в каком виде, режиме, настроении и самочувствии выходить на работу и сколько ей отвести времени.

Дошло до того, что Госкомрегистр Крыма выступил с публичным призывом к администрации Симферополя навести порядок в движении маршруток № 4 и 85, поскольку ни 200 сотрудников ведомства, ни посетители не могут добраться до его месторасположения — транспорта не хватает и он в жутком состоянии. Заверение транспортного управления, что с руководителями автопредприятий проведена работа, к реальному улучшению транспортного обеспечения не привело. Как, в принципе, по всем городским маршрутам.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах