Поток туристов изменился. Чего ждать Крыму от курортного сезона-2023

Крымские живописные дороги ежегодно привлекают тысячи автотуристов. © / Евгений Мосин / АиФ

Крым, как и многие курортные регионы, ждёт очередной туристический сезон, только если в соседнем Краснодарском крае отели бронируются нарасхват, несмотря на высокие расценки, то на полуострове дела идут заметно хуже. Подробности — в материале krym.aif.ru

   
   

На выходные к морю не слетаешь

Сергей Аксёнов, глава Крыма, предрекал падение спроса на отдых в республике примерно на 30% - многие считают этот прогноз слишком позитивным. 

Если сравнивать прошлые годы, то рекордным для Крыма стал 2021 год, тогда курорты полуострова посетили почти 10 миллионов туристов: пандемия шла на спад, мост работал в полную силу, а цены можно было найти на любой кошелёк. Народ ехал на машинах, поездах, летел самолётами – бизнес расцветал.

В 2022 году поток заметно снизился, но оставался на уровне допандемийных сезонов – приблизительно 6,5 миллионов туристов за сезон. Людей не пугала близость украинской границы и продолжающаяся СВО, но 2023 год показал, что надо готовиться к серьёзной просадке в отрасли.

Туристическая составляющая в Крыму очень высока, примерно каждый 18-й человек задействован в сфере туруслуг, хотя если учесть серую зону, то многие говорят о 30% населения, которые так или иначе зарабатывают в сезон. 

Сейчас еще только май, так почему же уже бьют тревогу предприниматели? 

Городской пляж Судака. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

Валентина Ивановна содержит небольшой гостевой дом в Судаке – это основной доход семьи, у неё есть самые простые комнаты и то, что когда-то считалось тяжёлым советским люксом:

   
   

 «О том, какой будет сезон, можно судить по майским праздникам. Обычно у нас всё занято на Первомай, а в этом году – пусто. По бронированию, если честно, всего несколько звонков было. Ко мне больше едут частники, но и с турфирмами тоже работаю. Например, в Тольятти, говорят, что сейчас уже люди активно бронируют Сочи и Дагестан, в Крым боятся ехать. Цены уже несколько лет не поднимаю, хотя продукты и содержание отеля заметно дорожают. Говорят о помощи, но, думаю, это коснется гостиниц со звездами и государственных санаториев – мы же сами себе будем предоставлены».

Крымский мост стал одним из главных символов Крымского полуострова. Фото: АиФ/ Евгений Мосин.

Другие отельеры не расстраиваются. 

Александр Алфёров из Феодосии работает инженером и сдаёт небольшой гостевой дом: «Едут, но мало пока. Май был дождливым и холодным, хотя большинство, конечно, переживают из-за СВО. Цены с прошлого года оставлю, но это сейчас не так важно, в Краснодарский край за сумасшедшие деньги отдыхать едут. У нас и столовые цены держат приемлемые, ну где на курорте вы сможете на 1500 хорошо пообедать семьей из 4 человек, хотя продукты тоже дорожают. Судите сами: хлеб 40-50 рублей, клубника – 240 рублей, помидоры – 190 рублей, огурцы – 100, и бензин у нас всегда дороже, чем на материке, 95-й стоит 56 рублей литр». 

Вид на вечернюю Феодосию со смотровой площадки. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

Падающий спрос подогревается и транспортными проблемами – аэропорты Крыма, как и других приграничных регионов, не работают. На выходные к морю не слетаешь. Но это не так критично, большинство в Крым едут на машинах. 

По официальным данным республиканского правительства, в 2020 году 64% отдыхающих добирались на полуостров автотранспортом через Крымский мост.

Напомним, объект подвергся атаке, после которой уже полностью восстановлен, но из-за пропускного режима людям приходится проводить здесь минимум час, и то это считается быстрым и не в сезон.

Дорога на юг для автомобилистов редко обходится без пробок, и стоять ещё несколько часов перед въездом на полуостров тоже мало кому хочется.

Пробка перед Крымским мостом. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

«Туристы есть, но немного»

Сказывается ли отток туристов на всей экономике Крыма? Наверное, это вопрос риторический и ответ на него очевиден, но подкрепим цифрами прошлых лет.

В 2022 году бюджет Крыма пополнился на 2,9 млрд. рублей благодаря туристам – это на 18% меньше, чем в рекордном 2021. Бюджет республики сейчас огромный (на 2023 год запланировано более 160 млрд. рублей), но не стоит забывать, что он такой благодаря вливаниям в инфраструктуру и развитию полуострова, поэтому цифры прихода от туристического бизнеса для обычных граждан очень важны.

Владимир Залюбовский работает в сфере строительства.

«Туристы есть, но немного. У нас упали цены на покупку жилья, примерно на 8-10 процентов, ну и по строительству чувствую примерно такой же спад – в пандемию строили больше, народ ехал отдыхать, – говорит он. – Москвичи много покупали жилья и много заказывали, сейчас такого нет, вернее ещё есть, но новых клиентов меньше заметно стало, достраиваем пока то, что есть».

Крым. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

Не всё так плохо.

«В популярные, раскрученные места бронирование идёт, как и в предыдущие годы. Это относится ко всем сегментам и бюджетному, и премиум. Идут ли бронирования Крыма на летний сезон 2023 г.? Да, и достаточно активно,  – рассказывает Елена Суханькова, эксперт в туриндустрии и действующий турагент. – Многие отели Крыма уже не подтверждают места в отелях в связи с полной загрузкой на июль и август. Билеты на поезда выкупаются в первые дни появления в продаже. Чтобы не упустить тур, мы с туристами делаем так: бронируем отель задолго до появления в продаже билетов на поезд, затем туристы покупают билеты. Самые популярные регионы для отдыха – Феодосия, Евпатория, Ялта, Алушта».

Но если говорить о самых массовых направлениях отдыха в России, то это, как и в предыдущем году, Сочи – сюда можно и прилететь, и приехать на автомобиле, поезде, автобусе. Курорты Краснодарского края (Анапа, Геленджик) также более популярны, чем Крым.

Севастополь. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

Дагестан больше бронируют не как пляжное, а как экскурсионное направление. Здесь еще слабо развита инфраструктура, а природа уникальна. Потенциал большой. В качестве экскурсионных туров по России туристы выбирают Кавказ, Байкал, Карелию, Алтай».

В бизнес-сегменте тоже все неоднозначно.

Анастасия Клименко, генеральный менеджер одного из ялтинских пятизвёздочных отелей: «Безусловно, поток туристов изменился, в нашем случае это больше связано с отсутствием авиасообщения – далеко не каждый наш клиент может позволить себе провести в дороге два дня. Сократилась и глубина планирования – уменьшилась. Мы реагируем на изменения, пересмотрели тарифную сетку, добавили бонусы. От государства мы скорее ждём информационную поддержку и решение транспортных проблем, например, увеличение пропускных пунктов на Крымском мосту. В прошлом году очень хорошо себя показала программа туристического кешбэка с системой МИР, жалко, что её не продлили».

Руководство Крыма, конечно же, понимает, что время предстоит сложное, а если учесть, какие масштабные стройки развернуты на полуострове, то деньги терять не хочется, но обещают и в беде людей не бросить. 

Алушта. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

Совместно с Минэкономразвития России была разработана специальная программа по поддержке занятости в туротрасли Севастополя и Крыма. По этой программе планируют поддержать 3,5 тысячи предприятий и индивидуальных предпринимателей. 

По этой программе 2.7 млрд. рублей потратят на единовременную выплату в размере МРОТ (16242 руб) на каждого сотрудника предприятия.

Меганом. Пустующий пляж. Фото: АиФ/ Евгений Мосин

«Считаю очень важными и своевременными те меры поддержки туристической отрасли Крыма, которые отражены в проекте постановления, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации. Реализация этих мер позволит продолжать развитие отрасли, несмотря на существующие трудности», – заявил Сергей Аксёнов.

Как на самом деле пройдет туристический сезон 2023 года в Крыму, покажет время, ведь курортные деньги, как и цыплят, считают по осени.