Здесь жили неандартальцы... Куда пропали «сокровища» пещеры Чокурча?

Раскопки на палеолитической стоянке Чокурча I. © / Центральный музей Тавриды. / Из архива

Жилищные требования у этих людей были скромными: вода неподалёку да каменные стены, защищающие от ветров и непогоды. Что ещё надо? Пещера — а затем, после обвала «козырька», грот на берегу Малого Салгира в черте современного Симферополя этим требования отвечала. Поэтому и стала домом для первобытных людей.

   
   

Справка
Пещера-грот Чокурча является всемирно известным памятником эпохи палеолита. Он расположен на восточной окраине Симферополя, на левом берегу речки Малый Салгир. Название пещера получила по имени несуществующей уже деревни, превратившейся в современный городской район Луговое. Здесь был исследован целый комплекс памятников — стоянки Чокурча I, Чокурча II, Чокурча III. Возраст нижних горизонтов палеолитической стоянки Чокурча I — 46-47 тысяч лет, к среднему палеолиту относится и Чокурча II, к эпохе неолита — Чокурча III.

От мамонта до гиены

Симферопольский врач Вильгельм Лоренц никогда себя первооткрывателем Чокурчи не называл. Сюда и до него лазили любопытные мальчишки и взрослые, желавшие взглянуть на занятный грот. На стенах сохранились надписи-тамги, сделанные, скорей всего, в средневековье: местные пастухи тоже использовали каменный навес как убежище.

Но именно Лоренц показал это место археологу Сергею Забнину в 20-е годы прошлого века. И тот решил провести здесь раскопки. Он смог это сделать лишь в 1927 году.

Вид на грот Чокурча в 1929 году. Фото: Из архива/ Центральный музей Тавриды.

Прошлое открывалось постепенно: в верхнем слое — кости современных овец, чуть ниже их сопровождали фрагменты керамики эпохи бронзы. Ещё ниже — следы огня и несколько каменных орудий... Так состоялось официальное открытие палеолитической стоянки Чокурча I.

Ещё дальше углубился в историю заместитель директора по научной части Центрального музея Тавриды Николай Эрнст. Он раскапывал её с 1928 по 1936 год.

Одним из открытий стали бивни мамонта, которые обитатели Чокурчи использовали как заслоны от ветра. Отыскали археологи и следы жилых сооружений из мамонтовых костей.

   
   

К счастью для науки у древних обитателей Крыма не было приверженности к соблюдению каких-то санитарных требований: остатки еды не уносили, а просто бросали на площадке перед гротом. Поэтому и удалось составить представление о меню древних людей — по обнаруженным костям. Кроме мамонта были представлены сайга лошадь, волосатый носорог, бизон, олень, пещерный медведь, пещерная гиена.

Какие-то животные были охотничьей добычей, какие-то — практически даром природы. Весной разлившаяся река несла трупы утонувших зверей, и они тоже шли в пищу. Во времена палеолита такими «подарками» не брезговали.

Раскопки 1929 года. Фото: Из архива/ Центральный музей Тавриды.

На стоянке собраны кремневые остроконечники и скребки, рубилообразные орудия, костяные острия. Кремень неандертальцы — обитатели стоянки — собирали в разных месторождениях. А это свидетельствует о хорошем знакомстве с ресурсами местности. Хорошая сохранность культурных слоев стоянки свидетельствовала о сезонных подтоплениях стоянки и перекрытии следов жизнедеятельности отложениями, которые приносила река.

Важным событием в жизни обитателей пещеры было обрушение скального навеса, который создавал закрытое пространство. И в дальнейшем козырёк отслаивался и разрушался, и пещера превратилась в грот. Зимой в таком не поживёшь.

Коллекции «расползались»

Николай Эрнст в своё время, задумал создать музей, в котором бы хранились находки из раскопок. Началось сооружение здания на площадке перед стоянкой. Здесь сохранились до наших дней остатки каменных кладок. 

Но в 1938 году археолога обвинили в шпионаже, арестовали, судили. К счастью, не расстреляли, как многих других. Большая часть архива и подготовленная публикация были изъяты во время ареста и бесследно исчезли.  

А вот куда исчезли кремневые орудия из раскопок тех лет — ведь их было найдено более 700?

Бивни мамонта — из них могли делать заграждения от непогоды. Фото: Из архива/ Центральный музей Тавриды.

Часть была утрачена во время Великой Отечественной войны. Они хранились в геологическом кабинете Крымского пединститута, которым заведовал Пётр Двойченко, изучавший геологию памятника. Он оставался в городе в период оккупации, сотрудничал с немецкими властями. Вероятно, с его согласия коллекция была вывезена в Германию.  Двойченко спешно покинул Симферополь после его освобождения Красной Армией и устроился на работу в Одесский университет. В декабре 1944 г. был арестован, умер в пересылочном лагере возле станции Сарабуз. Возможно он мог привезти в Одессу некоторые предметы из этой коллекции.

Впрочем, существуют другие гипотезы о появлении чокурчинской коллекции в Одесском археологическом музее. По мнению археолога Светланы Паламарчук, эти предметы были представлены в 1935 году на выставке I Пленума Института антропологии и этнографии и Комиссии по четвертичному периоду АН СССР, которая проводилась в Москве. А затем попала в Одесский археологический музей. 

В 1940 году не­большие раскопки на площадке перед гротом проводил Борис Татаринов, накануне войны готовился защищать диссертацию. Не успел. Учёный записался в народное ополчение и погиб в сентябре 1941. Работы Татаринова имели спасательный характер, предполагалась музеефикация памятника. Коллекция находок из этих раскопок хранится в Москве в институте антропологии МГУ: 535 предметов, из них 46 орудий труда.

Кстати

В Центральном музее Тавриды хранится сейчас 100 кремневых орудий и 7 палеонтологических образцов из довоенных раскопок. Предположительно они также происходят из раскопок Татаринова. В музее хранится акт передачи палеонтологических образцов из довоенных раскопок в музей зоологии АН СССР. 1104 обломка окаменелых костей из раскопок пещеры Чокурча 20-30-х годов переданы в Зоологический институт АН СССР в Ленинграде.

Находки из довоенных раскопок Чокурчи есть также в Феодосии, в Музее древностей — 13 предметов. В Днепропетровском музее оказались 2 предмета из довоенных раскопок, в Киеве ГИМ также имеется небольшая коллекция.

Были ли рисунки на костях?

По рассказам музейных сотрудников, местных старожилов немецкие офицеры также проводили раскопки на памятнике, после войны часть находок была возвращена.

В начале 70-х годов прошлого века при строительстве автобазы была обнаружена ещё одна стоянка — Чокурча II. Раскопки были проведены известным исследователем палеолитических памятников Отто Бадером. Фауна стоянки — осел, бизон, коза и звери семейства собачьих. Местонахождение коллекции и отчёта о раскопках сегодня неизвестно.

Бивни мамонта — из них могли делать заграждения от непогоды. Фото: Из архива/ Центральный музей Тавриды.

В последующие годы отдельные краеведы и археологи продолжили сбор археологического материала в Чокурче II. Сборы Аскольда Щепинского хранились в музее археологии Крыма, после его смерти коллекция депаспартизована, кремневые орудия из Чокурчи II выявить не удалось.

Находки симферопольского педагога и краеведа Анатолия Столбунова, хранившиеся у него дома также были утрачены после его смерти. Их ещё успели признать недоказанными и антинаучными. Сразу после того, как он их вместе со своими учениками принёс в музей, газеты разразились «сенсациями» о том, что найдены предметы искусства первобытного человека — графика на отполированных костях и каменные скульптуры.

Грот Чокурча находится под охраной. Фото: Из личного архивa/ Ирина Вдовиченко.

В 1996 и 2000 годах исследования Чокурчи-1 проводились Крымской палеолитической экспедицией Крымского филиала Института археологии НАНУ. В 1996-м исследование стало международным: в нём участвовали учёные из Молдовы, Бельгии, США. Находки были сданы в фонды Крымского филиала Института археологии НАНУ и... вывезены в Киев.

О памятнике археологии Чокурча III нет никаких сведений, кроме того, что он находится неподалёку от палеолитических памятников справа от объездной дороги Симферополь-Феодосия. Поскольку эта территория микрорайона Луговое  в настоящее время застроена, есть основания предполагать, что памятник уничтожен.

Что делать с тем, что осталось? Для археологов на Чокурче ещё много работы. А сам памятник может стать музеем, здесь стоит создать экспозицию, рассказывающую о жизни людей в глубокой древности.