Стойкий, как Севастополь. Школьники больше полувека несут вахту у мемориала

Сегодня школьники заступают на пост только по праздникам. © / www.globallookpress.com

Только приезжий может спросить в Севастополе о «самом героическом месте». И местный житель в ответ на такой вопрос обязательно ответит: «Весь город». Весь — с Мекензиевыми горами, где по сей день поисковики находят останки солдат, а дачники — осколки от снарядов, а то и целые боеприпасы. С 35-й береговой батареей и мысом Херсонес, с многочисленными памятниками на братских могилах и памятных местах.

   
   

В 1964 году на площади Нахимова появилась мемориальная стена. Увековечили на ней части Приморской армии и кораблей ЧФ, принимавших участие в обороне Севастополя в 1941-1942 годах. А три года спустя стену украсили плиты с именами и фамилиями Героев Советского Союза, которые сражались за город. Окончательную завершённость мемориалу придало изображение воина: символ стойкости и отваги.

9 мая 1973 года здесь был открыт Пост № 1. Почётный караул несли школьники Севастополя. Подробности выяснили krym.aif.ru.

Смена караула у поста № 1, 70-е гг. Фото: Из личного архивa/ Евгений Костюченко

В форме морской пехоты

Севастополь был не первым городом, который принял идею создания у такого памятного места поста, где несли бы вахту школьники. В советское время в разных уголках страны действовало более двух сотен таких постов. Но Севастополь стал единственным городом, где эта вахта никогда не прерывалась.

Весной как раз прошёл городской этап военно-спортивной игры «Орлёнок». Каждый, кто учился в школе в советское время, помнит, что в «Зарницу» играли ученики средних классов, а в «Орлёнка» — старших. «Команда нашей, 44-й, школы тогда выиграла, — вспоминает севастополец, музыкант, поэт, автор и исполнитель своих песен Сергей Бурштейн. — Поэтому мы первыми встали на Посту № 1. Я в том году школу заканчивал, и очень рад был, что мне выпала такая честь. Конечно, смотрели и на другие достижения, успехи в учёбе. Открылся пост 9 мая. С нами до этого занимались: была, конечно, в школе, строевая подготовка, но требовалось учиться специальному караульному шагу. Нас тренировали сохранять неподвижность в течение долгого времени: я узнал, как можно незаметно для наблюдающих со стороны переносить нагрузку с ноги на ногу, расслаблять мышцы».

Строительство мемориала защитникам Севастополя на площади Нахимова, 1966 г. Фото: А. В. Баженова / forum.sevastopol.info

Сергей Бурштейн стал разводящим: именно он вёл караул к месту вахты. Позже ему довелось и самому стоять на Посту № 1. А первыми часовыми и подчасками стали Александр Соколан, Сергей Волков, Марина Колоскова, Марина Рындина.

В день открытия Поста № 1 у мемориала собралось множество севастопольцев. Всё-таки необычным казалось, что стоят там школьники.

   
   

В то время каждая севастопольская школа имела в шефах воинскую часть. Над 44-й как раз шефствовал полк морской пехоты, и именно воинская часть предоставила форму. Она, собственно, и была официально принята — в летнем и зимнем варианте, для всех участников почётного караула.

Кстати, изначально школьники несли вахту с настоящими, но не стреляющими автоматами Калашникова. Но в начале 90-х, когда оживился криминал и появились умельцы, переделывающие травматическое и охолощенное оружие в боевое, автоматы заменили муляжами. Руководители поста, спустя годы, обратились за помощью к самому автору самого знаменитого автомата. В 2003 году Михаил Калашников прибыл в Севастополь, и подарил для Поста № 1 6 автоматов особой модели.

«Закладка на будущее»

Севастополь в последние годы стал одним из самых привлекательных мест для внутренней миграции. Кто не хотел бы жить у моря, в белокаменном городе? Но немало переехавших возвращаются назад, жалуясь, что сама атмосфера Севастополя — слишком консервативная, монолитная, строгая, не для них. А многие, напротив, уверяют, что только здесь ощутили себя как дома, и с удовольствием впитывают то самое ощущение особенности, причастности к великой истории, которой так гордятся севастопольцы.

Победители военно-спортивной игры «Орлёнок»: они получили первыми право стоять на посту № 1. Фото: Из личного архивa/ Сергей Бурштейн

Пост № 1 оказался «закладкой на будущее». Лучшие из лучших, выбранные для несения караула, росли не только в особой атмосфере своего города. Даже в самое тяжёлое время им было, чем гордиться, и чему учить уже своих детей. «Все ребята, мои ровесники, которые стояли на Посту № 1, выросли хорошими, правильными людьми, — говорит Сергей Бурштейн. — Многие поступили в военные училища. И сумели хорошими людьми вырастить детей и внуков. Мой старший внук, когда учился в школе, тоже стоял на Посту № 1».

Между прочим, за  более чем полвека лет вахту на Посту № 1 несли более 67 тысяч севастопольцев…

В «лихие 90-е» один за другим закрывались в России и Украине школьные посты у Вечных огней и мемориалов. Патриотизм и всё, связанное с самой кровопролитной войной в истории когда-то общей страны отодвигалось, заслонялось другими «ценностями». Мемориал, конечно, невозможно было отобрать или «прихватизировать», но Посту № 1 были в своё время приданы помещения на проспекте Нахимова. Поэтому-то и появились инициативы об упразднении почётного караула школьников.

В любом другом городе взятки и давление сделали бы своё дело — но только не в Севастополе. Пост № 1 действительно защищали всем миром, и отстояли. И в это время вахта не на день не прервалась.

…Туристов — и наших, и иностранных, обязательно привозят на Графскую пристань. И миновать Пост № 1 невозможно. Приезжие останавливаются здесь всегда. И обязательно найдётся кто-то недоумевающий: детям-то это зачем? А местные объяснят: вахта у мемориала — честь, к которой стремятся лучшие.

Справка

Каждый год более 800 севастопольских старшеклассников избираются для несения вахты на посту № 1. Продолжительность каждого дежурства часовыми и подчасками — 30 минут. По особым указаниям организуется вахта в праздничные дни и во время проведения значимых городских мероприятий. Служба на Посту № 1 не ограничивается почётным караулом: школьники учатся основам воинской дисциплины, обращению с оружием, изучают воинский устав, отрабатывают строевую подготовку, получают расширенные знания по отечественной истории и культуре.

Ежедневно каждый караул оценивается по нескольким параметрам: внешний вид, строевая подготовка, дисциплина.