Десять лет назад украинские националисты лишили Крым энергоснабжения, подорвав опоры электропередач. 22 ноября 2015 года крымчане собирались на работу при свечах и фонариках. Но тогда, с утра, это неудобство они восприняли как обыденность: может, где-то случилась авария, которую скоро исправят...
«АиФ-Крым» вспоминают о том, какой была жизнь после «конца света».
Со второго раза
Десять лет назад полуостров «висел» на трех основных энергонитках: двух со стороны Перекопа и одной — с Чонгара. Четвертая шла к заводу «Титан» в Армянске. До 70% необходимой энергии поступало с Запорожской АЭС. При этом нельзя сказать, что Крым получал свои киловатты полностью. Осенью и зимой лимиты иногда урезали — и вводились веерные отключения. Крымчане по графику вечерами по 2-3 часа проводили в самой романтической обстановке — при свечах.
С 2014 года Украина несколько раз пыталась обесточить Крым, ссылаясь как раз на лимиты, но затем энергоснабжение возобновлялось.
«Около года в диспетчерскую приходили чуть ли не каждый день команды о срочном отключении всех линий по аварийной ситуации, а наши диспетчеры их просто не выполняли, — сообщил «АиФ-Крым» книгоиздатель, а в 2015 году — начальник службы подстанций магистральных путей «Крымэнерго» Сергей Малышев. — Сначала была первая попытка подрыва опор ЛЭП на Перекопе, но тут националисты кое-чего не учли. На Крым строилась усиленная линия: новые мощности генерации украинские власти создавать тут не собирались, а пытались от Запорожской АЭС передать как можно больше электричества. Делалось это ради будущей американской базы, которую планировали здесь разместить. Поэтому поставили усиленные опоры — не «сетчатые», а монолитные. И при первой попытке взорвать их они устояли: дырок наделали, на опоры не упали».
Вторая попытка, осуществленная в ночь с 21 на 22 ноября, оказалась успешной. Линии энергоснабжения полуострова были разрушены. Заодно националисты «отключили» и часть тогда еще украинской Херсонской области, которая питалась от этой линии. В ту ночь взорваны были опоры и на Чонгаре.
Но неожиданностью «конец света» для Крыма все-таки не стал. Здесь хорошо понимали: прекращение подачи электричества с Украины — вопрос времени. Поэтому в Крым уже в 2014 году начали завозить газотурбинные электростанции (ГТЭС), дизель-генераторы. За четыре месяца до «конца света» был заключен договор о строительстве энергомоста с Кубани с китайской компанией, и 18 октября началась укладка кабеля по дну Керченского пролива. После взрыва электроопор МЧС России направило в Крым дополнительно 600 генераторов.
О том, что произошло, официально крымчан проинформировали сразу. 22 ноября был введен режим ЧС.
«Ситуация связана с тем, что жители сделали выбор свой в прошлом году, — заявил тогда глава Крыма Сергей Аксенов. — Она обусловлена некоторыми трудностями, и именно их мы сегодня и испытываем. Но хочу подчеркнуть, что свобода стоит того, чтобы за нее побороться таким образом». Он сообщил, что все доступные в Крыму мощности генерации мобилизованы, готовятся схемы подключения районов городов и сел. И ограничения в энергоснабжении продлятся до запуска первой нитки энергомоста из России.
Кстати
Организаторы теракта стали известны уже через несколько дней. Российские пранкеры Вован и Лексус ухитрились дозвониться до бежавшего из Крыма экс-предпринимателя Ленура Ислямова, который как раз «блокадами» полуострова и занимался. А также до главы меджлиса (организации, признанной в РФ экстремистской) Мустафы Джемилева. Те были уверены, что разговаривают с одним и депутатов Верховной Рады Украины — и честно рассказали о подрыве электроопор. Даже сдали исполнителя: бойца добровольческого батальона «Донбасс» Энвера Кутию. Позже в Крыму суд заочно арестовал боевика. Но, возможно, тот уже дает показания в более высоких инстанциях: данные о Кутии размещены на одном из украинских сайтов о погибших и пропавших без вести всушниках.
Да будет свет!
Все больницы на тот момент имели свои генераторы поэтому сразу перешли на них. Школы постарались подключить как можно быстрее.
«В гимназии, где я работала на тот момент, пару дней было грустно без света, — рассказала «АиФ-Крым» симферопольский педагог Наталья Гайдай. — А потом поставили огромные генераторы и жизнь наладилась. Учебный процесс не прерывался ни на один день, уроки не сокращали».
В дело пошли завезенные заранее генераторы и турбины. Запасы топлива для них тоже были созданы — танкеры везли горючее на Феодосийскую нефтебазу.
Когда прошла срочная инвентаризация уже завезенного оборудования, выяснилась неприятная подробность: некоторые генераторы из того самого запаса чудесным образом материализовались в престижных крымских отелях. Оттуда их изымали — и не помогали никакие угрозы позвонить кому-то высокопоставленному...
В жилых микрорайонах свет давали по графику. Два больших генератора-«мегаватника», работавших по очереди, могли обеспечить электроэнергией целый микрорайон, а это десятки многоэтажек и дома частного сектора. «Темные времена» длились всего по три-четыре часа в сутки.
«Помню, привозим мы дизель в Алушту, в старую часть города — там, где дворы-колодцы, — вспоминает Сергей Малышев. — Я тогда с бригадой ездил запускать эти дизели. Прибегают бабушки-дедушки, собираются вокруг этого генератора: «Ой, у нас будем свет, какое счастье!» Я им: «Сейчас мы включим это счастье, и вы все закричите, что его надо выключить!» «Нет, мы не закричим, у нас будет свет!» Завели. Представьте двигатель примерно на полторы тысячи лошадей, да в замкнутом дворе. Глушитель на нем никакой, потому что не предназначался для такой эксплуатации. Загрохотало так, что из окон народ стал высовываться и просить выключить. Ну, потом привыкли. Сначала на ночь просили выключать, потом народ обвыкся. Генераторы разные были — кому-то «тихие» доставались».
В селе Крымская Роза Белогорского района, вспомнил Сергей Малышев, случился вот такой казус. Там стояли не только частные дома, но и пятиэтажки. Для них и привезли дизель-генератор, поставили рядом бочку с топливом, запустили — есть свет! Через час генератор выключился. Оказалось, что страдавшие от отсутствия электричества местные жители притащили к нему емкость — и слили туда солярку.
Факты
- В те несколько дней, которые прошли от отключения электричества до установки генераторов, МЧС перебросило в некоторые села и поселки полевые кухни. Там многоквартирные дома имели электроплиты, и люди даже не могли приготовить себе еду. В Крым было доставлено 7 городков обеспечения. В этих надувных модулях с мобильными электростанциями можно разместить столовую, комнаты отдыха, медпункт и даже почта.
- На то, чтобы установить генераторы в котельных и дать тепло в многоэтажки, понадобилось пять дней. К 30 ноября все населенные пункты Крыма имели источники генерации и получали электричество по графику.
- Отключения электричества не повлияло на работу аэропорта, паромной переправы, поездов. Перестали ходить междугородние троллейбусы, на линии они вернулись лишь в апреле 2016 года.
Хорошие люди
Солнечные и ветряные электростанции в Крыму активно строились в украинские времена. Это были своего рода реверансы Европе, куда так стремилась «незалежная». Вот и включилась в развитие «экологически чистых» видов энергогенерации. Ветряки особо во время блэкаута Крыму не помогли: если в сети вообще нет электричества, они не работают. А вот солнечные электростанции выручили и хорошо вошли в новую, кризисную, схему энергоснабжения. Хотя стоимость такое энергии намного выше той, что давали дизели.
Энергетически независимыми пытались стать владельцы частных домов и магазинов. Спрос на небольшие генераторы стал в буквальном смысле слова ажиотажным. Конечно, и цены на них взлетели, буквально за день-два выросли на 50%. Самые экономные отправлялись за генераторами в Краснодарский край или Ростовскую область. Остальные скупали то, что завозили на полуостров. В конце ноября стоимость небольшого бытового генератора поднялась до 20 тысяч рублей.
Огромный спрос появился на свечи и настольные фонари — предпочтительно на аккумуляторах. Они тоже подорожали.
Но «темные дни» и сплотили крымчан. Обычным зрелищем стали на подоконниках первых этажей офисных зданий, многоэтажек и частных домов с окнами на улицу удлинители с «тройниками». Любой желающий мог остановиться и подзарядить мобильный телефон. Именно в эти дни люди стали собираться во дворах домов — посидеть вместе, поговорить, иногда даже устроить импровизированные концерты у костров.
Сотрудники МЧС развернули во всех городах и многих селах пункты обогрева, где можно было посидеть в тепле, получить горячий чай и еду, подзарядить гаджеты. На улицах появились мобильные световые башни — и эти места тоже сразу стали точками сбора и общения крымчан.
В те дни, в ноябре и декабре 2015 года, украинские СМИ вовсю писали о том, что крымчане теперь вернулись «в каменный век», и с удовольствием смаковали проблемы от отсутствия электричества. О том, как электричество возвращается в дома крымчан, умалчивали. А сейчас в «каменном веке» города и села «незалежной». Потому, что все возвращается — и намерения, и действия.
Справка
Уже 2 декабря 2015 годы была запущена первая нитка кабельно-воздушной линии «Тамань — Камыш-Бурун». Полученная электроэнергия дала возможность стабилизировать работу собственных крымских источников генерации. Увеличилась мощность крымских ТЭЦ и мобильных газотурбинных станций.
15 декабря запущена вторая нитка энергомоста до подстанции «Кафа» (Феодосия), и Крым получил дополнительные 230 МВт электроэнергии.
14 апреля 2016 года заработала третья нитка энергомоста, а 11 мая — четвертая. В Крыму 18 мая был отменен режим чрезвычайной ситуации.