Прощать будем потом. Машков рассказал, нужно ли уехавших пускать обратно

Владимир Машков: "Я очень горжусь артистами и всем сопровождающим персоналом нашего театра. Уважаю за их веру и бесстрашие." © / Глеб Задворнов. / АиФ-Крым

В этом году из зрительного зала нельзя услышать шум моря и увидеть звёздное небо на большой сцене в древнем музее-заповеднике Херсонес. В Севастополе отменены все мероприятия на открытых площадках. В городе чуть ли не каждый день если не налёт беспилотников, то ракетная атака. Но Московский театр Олега Табакова приехал. Его здесь ждали.

   
   

Кажется, уже сложилась традиция: каждый год, в августе, сюда привозят спектакль, который всегда проходит с аншлагом. И этот год, несмотря ни на что, исключением не стал. Хотя на двух из трёх спектаклей зрители всё-таки необычные. Герои нашего времени. Официально отмеченные и «незаметные» — для которых слова «помощь стране» не пустой звук.

О людях, о культуре и правильном выборе «АиФ-Крым» поговорили с художественным руководителем Московского театра Олега Табакова, народным артистом РФ Владимиром Машковым.

Мы вместе

— Не страшно было везти коллектив в Севастополь?

— В прошлом году, когда мы ставили в Севастополе «Страсти по Бумбарашу», перед началом спектакля начала работать система ПВО. И ни один зритель не ушёл. И спектакль состоялся. Когда приехали в этом году, ночью как раз состоялся ракетный обстрел, была объявлена воздушная тревога. Ребята уже побывали в убежище. 

Вся наша труппа знает, куда едем. И знает, зачем, ради чего. Я очень горжусь артистами и всем сопровождающим персоналом нашего театра. Уважаю за их веру и бесстрашие. Мы со своей страной, со своим народом.

— Два года актёры вашего театра выступали на необычной сцене под открытым небом в Херсонесе. В этом году спектакли проходят на сцене Дворца культуры рыбаков в Севастополе: быстро ли освоили её?

   
   

— Наш театр очень много гастролирует. И мы всегда предварительно знакомимся со сценой. И заранее понимаем, что нам предстоит сделать, чтобы спектакль прошёл в том же качестве, как и на нашей оригинальной площадке.

Сложность была, напротив, с вступлением на открытом воздухе. Здесь мы зависимы от разных условий, в том числе и от погоды. А если есть стены, крыша, нам легче. Может создать атмосферу, необходимую для спектакля, мы сами себе погоду создаём.

— Почему привезли «Матросскую тишину»? 

— Это — история вечная. Про людей, про человеческие отношения, про жизнь, про надежду. И — наша визитная карточка. Мы хотели привезти этот спектакль в Донецк и Луганск, но пока это невозможно сделать. 

Благодаря гранту Президентского Фонда культурных инициатив мы приехали как можно ближе к этим регионам. Чтобы военнослужащие, которые сейчас на отдыхе, члены их семей, волонтёры, выздоравливающие бойцы могли посмотреть спектакль. И напомнить, что мы всегда были вместе и останемся одним целым. Мы их сюда привозим, в Севастополь. В этот великий город, который всегда очень тепло принимает, где у нас появилось немало друзей.

А еще в этом году благодаря правительству Севастополя появилась возможность дать ещё один, незапланированный, спектакль для всех желающих.

— Вы очень много ездили по стране, какие неожиданные зрительские реакции были?

— Зрители обычно реагируют адекватно: если им смешно, то смеются, если сопереживают — вместе с нами плачут. Самая неожиданная зрительская реакция, которая мне запомнилась, случилась не на гастролях. 

Мы играли спектакль «Ревизор». Заподозрить зрителей в незнании литературного материала невозможно: в школе-то не один урок этой пьесе отведён! И вот — финал спектакля, выбегает почтмейстер, сообщает, что человек, которого приняли за ревизора, таковым не является. И вдруг в зале раздался искренний откровенный такой возглас: «Да ладно!». То есть, человек не подозревал, каким будет окончание истории. Но был так тронут, настолько поверил, настолько сжился с тем, что происходило на сцене! Это редкий случай, но запоминающийся.

Прощают тех, кто кается

— Как считаете, культура наша успела перестроиться под новые реалии, новые вызовы?

— Все процессы, которые происходят в мире, имеют иногда долговременную основу. Я обратил внимание, что те, кто всегда — так или иначе были со страной, разделяли её радости и беды, они так со страной и остались. Но есть и другая часть людей, которые проявили себя в обратную сторону. Имеется и третья, которые ещё не приняли никакого решения, не сделали своего выбора. Его должно подсказать чувство внутреннее, состояние сознания, веры, убеждённости. 

— Вокруг вас единомышленники?

— Люди, с которыми я общаюсь, постоянно встречаюсь, в подавляющем большинстве разделяют судьбу страны. Очень важно быть рядом с теми, кто так или иначе мыслят в одном направлении. И смотрят в одном направлении. Тем более, что нашей стране ещё предстоит огромный путь по отстаиванию нашей культуры.

— Люди, которые уехали и уже пожалели об этом — нужно ли их простить и пустить в страну?

— Я не слышу какого-то глубокого сожаления от этих людей о покинутой ими Родине. Думаю, этот процесс ещё будет идти. Прежде всего, в их сознании и сердцах. Уверен, ещё наступит момент, когда они осознают, что потеряли свою большую страну. И тогда уже будем думать, что с ними делать.

Прощение — одна из составляющих православия. Но прощают тех, кто искренне кается.

— И рядом с нами тоже встречаются и те, кто живёт «на другой волне»...

— Те, кто работают на созидание, на защиту нашей Родины, так и будут это делать. Если кто-то ещё не понял, что Россия непобедима, это в дальнейшем — их личная трагедия. А нам просто нужно заниматься своим делом. Созидательным. То, что конкретный человек понимает и разделяет судьбу Родины — это и есть личный пример. 

Я никогда не теряю надежды на то, что любой может измениться к лучшему. У Льва Толстого есть замечательная фраза: «Человек течёт, и в нем есть все возможности: был глуп, стал умен, был зол, стал добр, и наоборот». Выходит, ругаешь злого — а он уже добрый. Можно подвергнуть сомнению эту фразу: ведь человек может «течь» и в обратную сторону. Или существует в болоте и не хочет никаких перемен. А мы будем заниматься своим делом и отстаивать интересы своей страны.

— Как по-вашему, Запад уже наигрался в отмену русской культуры?

— Думаю, они будут продолжать так или иначе это использовать. А мы будем следовать принципу «делай то, что должно, и пусть будет то, что будет». У нас огромная страна, великая культура, неисчерпаемый источник вдохновения, идей — он и в пространстве, и в наших людях.

Не соскучиться...

— Как вы всё успеваете: и театр Табакова, и руководство театром «Современник», и общественная работа, и театральная школа?

— Для того, чтобы всё успевать, нужен коллектив, который разделяет все твои замыслы. У меня есть люди, которым я доверяю, в которых верю, понимаю, что каждый на своём месте и не подведёт.

— Остаётся время, чтобы побыть одному, почитать, с друзьями пообщаться?

— Почитать — это тоже... работа. Часть обычных ежедневных дел. К вечеру если не прочитал пятьдесят страниц, некомфортно себя чувствую. У меня всегда несколько «кандидатов на почитать», с закладками. В зависимости от необходимости или настроения беру ту или иную книгу. Читаю много пьес, читаю работы знаменитого психолога Выготского, физиолога Павлова. Такое общение с великими даёт стимул двигаться вперёд, здесь и сейчас. Это мой путь, которым я иду и буду продолжать идти.

Что до друзей, то я всё время в их кругу. В театре мои друзья по духу, коллеги, которых я уважаю. С другими друзьями всегда могу созвониться, пригласить их в театр. 

— Нужны ли сейчас комедии, развлекательные шоу? К месту ли всё это сейчас?

— Одна из главных традиционных ценностей — сама жизнь во всех её проявлениях. Со всеми её печалями, радостями. И если говорить о развлекательном контенте, то, конечно, он должен быть. Людям нужно отдыхать, восстанавливать свои оптимистические силы. Зрелище должно быть разным, оно может заставить думать, переживать, задать вопросы, получить на них ответы. И, конечно, посмеяться.

Другое дело — составляющая этого смеха. Он тоже должен быть, как мне кажется, воодушевляющим.

— Не скучаете по кино?

— Скучать мне вообще некогда. Что до кино, то мы через несколько недель сами начинаем снимать кино. Мы это делаем с моим другом и продюсером Тимуром Вайнштейном. Режиссёр — Сергей Коротаев, оператор — Игорь Гринякин: оба потрясающие специалисты, профессионалы с большой буквы. Картина по роману Бориса Васильева «В списках не значился», о защитниках Брестской крепости. Мы очень бережно отнеслись к наследию автора, вся основа и все события в сценарии сохранены.

В ролях — артисты нашего театра и нашей театральной школы. Скоро едем в Минск, Брест — там состоятся натурные съёмки. Затем будут построены большие декорации в Москве. Установим съёмочный период, который не нарушает нашей деятельности в театре — до конца года должны закончить съёмки.

Досье

Машков Владимир Львович

Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова. Актёр театра и кино, режиссёр, сценарист, кинопродюсер, общественный деятель. Родился в 1963 г. в Туле. Окончил школу-студию МХАТ. Впервые снялся в кино в 1989 г. Сыграл в фильмах «Ликвидация», «Край», «Экипаж», «Папа», «Идиот» — всего около 60 работ в кинематографе. Имеет государственные награды РФ и около трёх десятков премий за достижения в театре и кино. Заслуженный артист РФ. Народный артист РФ. Председатель Союза театральных деятелей. С июня 2024 г. — директор театра «Современник».