Прилуняйтесь в Крым. Возле Симферополя смогут садиться космические аппараты?

Крым может принимать космические корабли © / Роскосмос

У Крыма в будущем есть возможность стать главным космопортом страны для прибывающих со спутника Земли космических аппаратов. А ведь «лунное» прошлое у полуострова было, и даже кое-какое наследие с того времени осталось. Большая часть космической инфраструктуры не сохранилась, но самые знаковые объекты дошли до наших дней.

   
   

Krym.aif.ru рассказывает о самых интересных из них.

Полоса для «Бурана»

Мнение о лунных перспективах Крыма высказал космонавт-испытатель Андрей Бабкин. Он подчеркнул, что в советские времена сюда приезжали целые группы управления полетами и активно тренировались космонавты.

Кстати, и космическая инфраструктура возводилась. Примерно в 10 километрах от городской черты Симферополя, посреди степи, автомобильная дорога внезапно уходит в тоннель. Местные жители рассказывают, что здесь тоннель под взлетно-посадочной полосой Симферопольского аэродрома. Это правда, но только отчасти.

Именно в этом месте проходит запасная посадочная полоса для космического корабля многоразового использования «Буран».

Краевед и историк Сергей Поляков рассказал, что это место не одно десятилетие притягивает исследователей полуострова. Около трех лет он организовывает поездки именно по местам космического прошлого Крыма. И начинаются они под крымской столицей.

«„Буран“ начали строить в 1980 году, — вспоминает Сергей Поляков. — Корабль имел длину 34,5 метра, размах крыла — 24 метра. Представляете, какая махина? К сожалению, совершил он только один космический полет 15 ноября 1988 года. Причем без экипажа, в автоматическом режиме. Приземлился космический корабль на Байконуре, ведь в Крыму и Прибалтике были запасные посадочные полосы. Но посмотрите на масштаб, он вполне сравним с современной трассой „Таврида“».

   
   
Грузовой самолет АН 225 «Мрия» с многоразовым космическим кораблем «Буран». Фото: РИА Новости/ Игорь Костин

К сожалению, «Буран» ни разу не садился под Симферополем. Но вся инфраструктура сохранена до сегодняшних дней.

Кстати, доставку «Бурана» на космодром осуществляли в два этапа: сначала на барже, а потом по воздуху. Для этого специально создавали транспортный самолет сверхбольшой грузоподъемности Ан-225 «Мрия». Он выполнил более трехсот полетов, участвовал в международных авиасалонах и технических выставках.

С 1994 года самолет отстаивался на аэродроме в Гостомеле, а в феврале 2022 года легендарный летательный аппарат уничтожили украинские военные.

«Ау, братья по разуму!»

Комплекс Евпаторийского центра дальней космической связи построен на трех площадках. Первая — в селе Витино, вторая — на окраине поселка Заозерное и третья — в Молочном.

Почему именно Евпаторию выбрали для связи с космосом? Потому, что здесь 250 дней в году солнечно. Важна и близость к морю. Эти погодные условия плюс другие аргументы стали определяющими для строительства уникального объекта: антенн ЦДК.

Сергей Поляков сообщил, что по сей день эти гигантские «тарелки» называют «королёвскими» — в честь главного советского конструктора ракетно-космических систем. Именно из Евпатории впервые было измерено расстояние до Луны лазером-дальномером. Отсюда шло управление луноходами, изучение Марса, Меркурия и Венеры.

Всю информацию с космических аппаратов, которую принимали на Байконуре, в Улан-Удэ, на Камчатке с кораблей, стоявших у берегов Кубы, в режиме онлайн передавали на аппаратуру Евпаторийского ЦДКС.

Центр дальней космической связи в Евпатории сохранен и сегодня Фото: www.globallookpress.com

Во время трансляции Олимпиады-80 вся «картинка» уходила за рубеж тоже через Евпаторию, на космические линии связи. Тогда в центре для приемно-передающего пункта спутниковой связи построили специальное здание. Такое же оборудование установили в Москве. Весь мир смотрел Олимпиаду-80 через Евпаторию.

Гагарин приводнялся в Феодосии

С 1960 года Феодосия дополнила Звездный городок и космодром «Байконур» своими сухопутными и морскими полигонами, необходимыми для испытаний космических кораблей, их парашютных систем и систем мягкой посадки.

«Еще перед запуском человека в космос проводились испытания по его приземлению. А что если шатл именно приводнится? В такой ситуации космонавту, например, пока он летел вниз, надо было упаковать запасной парашют в водонепроницаемый мешок, ведь если он намокнет  утянет под воду»,  объяснил Сергей Поляков.

В центре водной подготовки в Феодосии отрабатывал приводнение спускаемого аппарата, в том числе и сам Юрий Гагарин.

Вот как об этом писал инженер-испытатель Иван Юдин: «Поступило задание — обеспечить тренировочные прыжки парашютистов в акватории Феодосийского залива. Добравшись до полоски песчаного пляжа, я причалил к ней лодку кормой и стал ждать.

Вспоминаю этот эпизод жизни моей, думаю, что по пережитым мною чувствам, восторгу, волнению это, вероятно, можно сравнить с тем, что пережили люди на берегу Иордана, изображённые на картине Иванова „Явление Христа народу“. По тропинке ко мне спускался первый космонавт Земли Юрий Алексеевич Гагарин собственной персоной!..

Юрий Гагарин во время своего обучения в Феодосии Фото: Из архива Музея космонавтики им. К. Э. Циолковского/ Н. Спиридонов

Я узнал его издали. В спортивном костюме, лёгкий, упругий, с его обаятельной, знакомой всему миру улыбкой, Юрий Алексеевич, подойдя, запросто поздоровался, оттолкнул лодку от берега и легко впрыгнул в нее».

Крымский «космический» гид Сергей Поляков рассказал, что путешествия по тематическим достопримечательностям нередко завершаются в поселке Научное. Там можно посмотреть на небо в настоящие телескопы. И как после этого не мечтать о том, чтобы Крым снова стал ближе к Луне и звездам, чтобы полуостров стал частью космических программ. А там и до крымского космопорта недалеко...