Приказал расстреливать «гуманно». Как палач-фашист Цапп «работал» в Крыму

Пауль Цапп, руководивший расстрелами еврейского населения захваченных территорий, был осуждён пожизненно, но вышел из тюрьмы через 16 лет. © / Коллаж «АиФ-Крым»

В рамках всероссийского проекта «Без срока давности» УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю продолжает публиковать рассекреченные архивные документы о преступлениях нацистов и их пособников. Недавно был представлен массив, касающийся нескольких самых известных фашистских палачей, «наследивших» на юге СССР. Имя одного из них — Пауля Цаппа, хорошо знакомо крымчанам. Чем для жителей полуострова обернулась «крымская командировка» Цаппа и понёс ли он наказание за убийство более 13 тысяч человек — в материале krym.aif.ru

   
   

Счёт на тысячи

Высокий поджарый мужчина с сединой вовсе не выглядел стариком, да и было-то ему тогда 66 лет. Весь вид его, респектабельный и солидный, не вязался с местом за барьером, которым отделялась скамья подсудимых.

Он настаивал, чтобы суд принимал во внимание аргументы о его гуманности. К примеру, в Херсоне он приказал «исполнить» 5 тысяч евреев из пистолетов, а не покосить автоматными или пулемётными очередями. Конечно, есть разница! В первом случае гарантирована смерть, а во втором ей могут предшествовать мучения «недостреленных» во рву, наполненном трупами...

Немецкие факельщики, уничтожавшие деревни и сёла. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Сначала были молдавский Кишинёв и украинский Николаев. Там Пауль Цапп — начальник зондеркоманды 11a, входившей в состав айнзацгруппы D, показал себя «с лучшей стороны». Организовал массовые расстрелы евреев, всего не менее 4,5 тысяч человек. В сентябре 1941-го Цапп уже командовал расстрелами в Херсоне, там под его руководством было убито около 5 тысяч человек.

Через два с половиной месяца пришла очередь Симферополя. Здесь решено было решить «еврейский вопрос» как можно быстрее: немецким частям требовались ресурсы — жильё, продукты, вещи. Поэтому — никаких гетто, а объявления о пунктах сборов и смертной казни за неявку.

Из приговора суда присяжных при земельном суде Мюнхена по делу Цаппа и других:

«В противотанковом рву за городом Симферополь были расстреляны не менее 5000 еврейских мужчин, женщин и детей. К этой акции было привлечено также некоторое количество членов особой команды 11А, выделенных обвиняемым Цаппом...

Еврейские жертвы на грузовиках поставлялись на место казни; через коридор, образованный охраной, их ударами палок и плетей гнали на край рва и ставили лицом к нему... Маленьких детей экзекуционная команда не расстреливала. Члены СД забирали их у матерей, убивали их выстрелами в затылок у них на глазах и бросали в ров. В одном случае одна еврейка еще держала своего маленького ребенка на руках, когда уже стояла во рву. Она была застрелена членом экзекуционной команды, в то время, как ребёнок живым упал в ров. Его нужно было добить. Назначенный для этого обервахтмейстер полиции Хуппе несколько раз попал ребенку в руку и отстрелил ему палец... Лишь после нескольких выстрелов ребёнок был убит».

В составленном сразу после освобождения Крыма длинном перечне нацистских преступников и их пособников Цапп записан под № 30 — можно сказать, среди «верхушки» палачей. Правда, значится там только: «пытал, истязал советских мирных граждан в Ялте».

   
   

Тогда ещё не были известны все его преступления.

Группа Цаппа «избавила» от еврейского населения Керчь, Ялту, Феодосию, Джанкой, Бахчисарайский район.

Сожжённая вместе с жителями «в назидание другим» крымская деревня Лаки — это тоже Цапп. Он лично руководил «акцией», планировал, как эффективнее уничтожить деревню, все жители которой помогали партизанам. Летом 1942-го команда Пауля Цаппа опробовала в Севастополе газвагены — машины, прозванные в народе «душегубками». В них погибло примерно полторы тысячи евреев города. Фильтрация огромного количества пленных красноармейцев и краснофлотцев, поиск среди военнопленных евреев и уничтожение, как минимум, двух тысяч человек — тоже «заслуга» Цаппа. Его рвение не осталось незамеченным. После Севастополя палач получил повышение в звании, став оберштурмбанфюрером СС.

Тамара из СД

Среди недавно рассекреченных документов есть показания переводчицы СД Тамары Майер. Девушка приехала к родственникам в Бахчисарайский район из Ленинграда. А когда началась война, не решилась отправиться в обратную дорогу. В оккупированном Крыму пристроилась переводчицей в сельскую управу.

А в феврале 1942-го случилась знаковая встреча. «Немцами проводилась облава против советских партизан, которую возглавлял сотрудник СД, штурбаннфюрер Цапп, — рассказала на допросе Тамара. — Последний, будучи в старостате деревни Бия-Сала, спросил меня, имею ли я желание работать в органах СД, на что я ответила ему своим согласием».

Тамаре было тогда 18 лет.

Фрагмент показаний бывшей переводчицы СД Тамары Мейер-Игнатенко. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Новое рабочее место располагалось в Бахчисарае. Юная переводчица участвовала в допросах, только в Бахчисарае перед ней прошло около двухсот человек, арестованных СД. Особо запомнились ей две женщины — жена и мать командира (на самом деле, младшего политрука) Бахчисарайского партизанского отряда Василия Чёрного. Кто-то донёс, что партизан появлялся в их доме — и от женщин требовали сведения о нём. Ничего не добившись, расстреляли.

Тамара присутствовала при многих арестах, выезжала в командировки — в Севастополь, Армавир, Майкоп, в Алёшки Херсонской области: кстати, там её использовали и как агента.

В Каховке Херсонской области участвовала в допросах арестованных подпольщиков. СД накрыло группу в 25 человек, юношам и девушкам было от 16 до 18 лет. На тот момент все были младше Тамары. На её глазах их зверски избивали, до потери сознания. Она ждала, пока их приведут в чувство, чтобы продолжать переводить...

Тамара вышла замуж за коллегу-переводчика СД Евгения Майера, смогла перед наступлением наших войск сбежать в Германию, но была оттуда выдана советским властям. И наказание отбыла.

Ей довелось ещё давать показания, уже в 1966 году, когда КГБ собирала материалы на Пауля Цаппа — так и не разысканного военного преступника. И её снова пришлось вспоминать высокого худого человека с седыми волосами, который «дорос» к 1943 году до должности шефа управления СД Крыма.

Раскопка ям с телами расстрелянных заключённых в Дубках. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Беглый Пауль

Одним из самых страшных мест оккупированного Крыма стал концлагерь на месте бывшего птицесовхоза «Красный» в Симферополе. Сначала он был пересыльным, затем — концентрационным. Везли сюда партизан, подпольщиков, заподозренных в нелояльности к новому режиму. Военнопленные попадали в «Красный» нечасто.

Для охраны лагеря был сформирован 152-й «добровольческий» батальон из тех, кто пошёл на службу к немцам. Эта часть входила в структуру, подчинявшуюся подразделению СС в Симферополе. А командовал им Пауль Цапп. И он регулярно в лагере появлялся.

Присутствовал, например, при «очищении» лагеря в конце октября и начале ноября 1943 года. Немцы, напуганные приближением Красной Армии, решили ликвидировать всех заключённых. На тот момент в лагере находилось 1,5-2 тысячи узников.

Раскопки в Дубках, где расстреливали узников концлагеря на месте совхоза «Красный», 1944 г. Фото: Из архива/ УФСБ России по Республике Крым и городу Севастополю.

Первые партии вызванных из общего строя людей были уверены, что их этапируют в другое место. Но когда через непродолжительное время те же машины вернулись пустыми, узники осознали, что увозят на смерть. Останки этих людей были найдены в пригороде Дубки.

Окончание войны Цапп встретил в Германии, и благополучно скрылся, использовав документы на чужое имя.

Но его в СССР не забыли. Всё это время собирались материалы, опрашивали свидетели, пострадавшие, участники тех событий. И в конце 60-х прокуратура ФРГ получила из Советского Союза сведения о многих военных преступниках, в том числе и о Цаппе.

Он, правда, к тому времени был служащим частной фирмы Фридрихом Бёмом. Но нашли, опознали, судили.

Памятник погибшим жителям деревни Лаки, уничтоженной под руководством Цаппа. Фото: АиФ-Крым/ Наталья Дрёмова.

Процесс прошёл в Мюнхене, в 1970 году. Цапп занял позицию «я просто был солдатом и выполнял приказы». Но удалось доказать его вину в гибели почти 13,5 тысяч человек. Приговорили экс-оберштурмбанфюрера к пожизненному тюремному заключению. Но Фемида Федеративной республики Германия тоже оказалась «гуманной»: уже через шестнадцать лет Пауля Цаппа выпустили на свободу досрочно.

Умер он в 1999 году, дожив до 94 лет. И вряд ли его последние годы омрачали мысли о людях, которых выстраивали на краю рва, о пылающих домах и захлопывающихся дверях «душегубок».