«Потеряшки», «суицидники» и каблуки: будни крымских горноспасателей

Летом в горах людно. К достопримечательностям пробираются экскурсионные группы, своими маршрутами двигаются туристы, гуляют приезжие, успокоенные строчками из путеводителей о том, что крымские горы – невысокие и «обжитые».

   
   

Но случается всякое: можно заблудиться, получить травму, тепловой удар, отравиться, отстать от своих. Корреспондент «АиФ-Крым» провёл день с командой горноспасателей, для которых летние дни — пора самой напряжённой работы.

«Куда, папаша?»

Бахчисарайский горноспасательный отряд находится недалеко от Ханского дворца, в старинном здании с черепичной крышей. Баня во дворе и садик с трехсотлетним тутовником. Ощущение, что попал в гости не в спасотделение, а к ханскому ремесленнику. Но из «средневековой» картины выбиваются бухты верёвок и разнообразное альпинистское снаряжение. 

Работа предполагает риск, а доверить свою жизнь можно лишь близкому человеку. «Когда выходишь на стенку, ты доверяешь напарнику жизнь, если доверия нет, ты не пойдёшь с ним в связке. Поэтому временно прикомандированные долго не задерживаются. Он не сможет ужиться в коллективе. Если не видно, что он – профессионал, сложно довериться», — рассказывает начальник горной поисково-спасательной части специализированного отряда ГУ МЧС России по РК Владимир Паршенко.

Мы отправляемся на тренировку бахчисарайских горноспасателей. По пути к месту сбора нам то и дело встречаются незадачливые туристы, на обувь которых ребята смотрят с нескрываемым отвращением. «Вот кто лезет в тапочках или шлёпанцах на скалы?» — задаёт риторический вопрос один из горноспасателей. Ему тут же отвечают, что тапочки — ещё не самое страшное, если едет группа из Ялты, наверняка, в ней найдётся хоть одна девушка в обуви на каблуках.

Спасение в горах. Фото: Из личного архива

Слова «наши клиенты» можно услышать часто от работников МЧС. Легкомысленные, неосмотрительные, невнимательные, порой нетрезвые — все они имеют шанс попасть в переделку.

На нашей тропе сейчас таких туристов полным-полно. Возле каждого не остановишься, да и сами они вряд ли будут благодарны за совет или предупреждение. Но вот мимо этой картины уже пройти не можем: молодой отец с младенцем в «кенгурушке» карабкается на высокий валун. Внизу шумит река, на тропе — приятели отчаянного папаши: считают, что эффектное фото такого риска стоит.

   
   

«Куда лезешь?!», — орёт вся наша группа. Просьбу спуститься пришлось повторить, молодой человек оказывается на тропе. Короткая беседа, и мы отправляемся дальше. Возможно, за спиной осталась одна не свершившаяся трагедия.

Вот и место тренировки — Большой каньон Ай-Петри, популярный туристический объект, на котором часто бывают пострадавшие. Над рекой Коккозка горноспасатели наводят веревочную переправу. Каждый знает свое дело, друг друга понимают с полуслова. Впрочем, их сленг легко поймёт «горник» из любой точки России. За десять минут веревочные перила готовы, узлы и крепления тщательно осматриваются. Ребята отрабатывают переправу, им еще предстоит дюльфер — спуск при помощи веревок по отвесной стене.

«У нас — своя специфика работы, каждый выезд уникальный, поэтому требуется много практики, чтобы не быть спасателями-теоретиками, — объясняет временно исполняющий обязанности начальника 2-го поисково-спасательного отделения Михаил Чернопятенко. — Тренировки позволяют лучше изучать местность. Проходит время, а на месте одной тропы — уже три дороги, а другие тропы приходят в запустение. Заблудившиеся не знают, где они находятся, поэтому у «потеряшек» мы по телефону выспрашиваем подробнейшее описание местности. Может быть, турист проходил мимо приметного дерева, скалы, родника, который мы знаем».

Тренеровка горноспасателей. Фото: Из личного архива

В рубашке родились

Работа спасателей начинается за столом дежурного, куда стекаются звонки. Горноспасатели заступают на дежурство в восемь часов и проводят здесь сутки, после чего сутки отдыхают. 

«Поступил звонок, мы уточняем, что произошло, где находится пострадавший, сколько человек. Есть ли теплая одежда, еда, вода и прочее. Дальше обращаемся к начальнику для того, чтобы скоординировать силы. Иногда получается по телефону выводить «потеряшек», когда они просто сбились с тропы. Когда день на исходе, у них нет запаса еды и воды и палаток, тогда отправляемся за ними самостоятельно», — рассказывает Михаил Чернопятенко.

Предельного возраста для работы горноспасателем нет, пока человек сдает нормативы, он  в строю. Самому старшему в отделении — 47 лет, самому молодому — 20. Профессия не из легких, поэтому нужно быть в хорошей физической форме. Крымские горы — пологие, всегда можно найти удобный маршрут. Но случается так, что кручи не обойти, тогда приходиться применять навыки скалолазания и альпинизма.

«Работаем на износ, бывает, приходится несколько дней подряд заниматься поисками. Я, когда пришел в профессию, думал: буду чаще общаться с природой. Теперь в лесу появляюсь ночью, когда плохая погода и ничего не видно, сверху или льет, или сыплет, метель задувает, в глаза лезут ветки, под ногами постоянно что-то сыпется и нет твердой земли. А в руках — еще носилки с человеком. Удовольствия мало в этом, но понимаешь важность своего дела, когда звонят родители спасённых с благодарностью», — рассуждает Владимир Паршенко

Впрочем, работа эта без «сюрпризов» не обходится. Очень сложно работать с нетрезвыми людьми или находящимися в наркотическом опьянении. «Попался нам однажды пьяный «суицидник», — вспоминает Владимир. — Идём с ним к машине, а он «ныряет» вниз со скалы. Хорошо, склон — пологий, прокатился он так метров двадцать и остановился. Мы спускаемся к нему, на нём ни царапины. Другой бы при таком падении сломал бы себе все что угодно». Другой случай: зимой, мужчина упал с высоты 60 метров на горе Бойко. Он подошел посмотреть водопад, поскользнулся и полетел вниз. Повезло, внизу намело листьев и снега, туда он и приземлился, как в перину.

В отделении, когда рассматриваю каски, фонари, рации, карабины и слушаю, как использовать всё это, замечаю старые брезентовые носилки. Мне объясняют: они служат, чтобы выносить пострадавших, которым, к сожалению, помощь врача уже не понадобится. Еще одно напоминание, что в горы идти нужно подготовленным.

Будни крымских горноспасателей. Фото: Из личного архива

Если вы отправляетесь в горы:

  • Приобретите туристическую карту-атлас данного района удобного масштаба.
  • Оставьте близким максимум информации: куда и с кем пошли, когда должны вернуться, если есть возможность,  телефоны товарищей по путешествию.
  • Если у вас есть смартфон с системой GPS, введите данные о предполагаемом маршруте.
  • Потеряли дорогу — или спускайтесь вниз, тогда рано или поздно выйдете на дорогу, ведущую к населенному пункту, или оставайтесь на месте, если точный район вашего местонахождения известен кому-то из группы и этот человек будет вас искать. Если на пути попалась речка — легче двигаться будет вдоль русла.
  • Нет худшего спутника в походе, чем алкоголь.
  • Всегда имейте с собой набор необходимых вещей: нож, спички, завёрнутые в полиэтиленовый мешок, компас, дождевик, запас еды, ёмкость с водой, заряженный мобильный телефон для связи с родственниками или спасательной службой.