Незрячая Саша. Как крымчанка научилась готовить наощупь и ходить на яхте

Год назад 32-летняя Александра Лазарева пообещала себе, что никогда не станет отказываться от того, что предлагает ей жизнь.

   
   

«Готовить будешь?», — спросили Сашу, когда она стала участницей проекта «Паруса духа» и оказалась на яхте в Средиземном море, у берегов Турции. Нужно было выбрать два блюда, приготовить и сфотографировать. Под ногами — вода, кухня — чужая, вокруг всё ходит ходуном, морская болезнь не отпускает. А Саша ничего не видит. Вообще. Она — незрячая.

И булугур покорился

Александра станет первой крымчанкой, которая примет участие во Всероссийском кулинарном конкурсе для молодежи с инвалидностью по зрению «Вкус Востока на кончиках пальцев». Он проходит в два этапа: сначала участники присылают жюри фото с пошаговым описанием приготовления двух блюд – народов Турции и России, а затем 15 лучших приготовят эти блюда на ресторанной кухне Москвы. 

Александра — хозяйка опытная, готовить любит, на кухне чувствует себя, как рыба в воде. Единственная проблема — не может ровно резать хлеб, признается она. И тут же добавляет: есть гаджеты для незрячих, которые могут и с этой задачей справиться. Теперь, кажется, ей все под силу. 

С выбором блюда русской кухни вопросов не было — пельмени. Их в семье часто делают мама и бабушка, обе — сибирячки. «Сибирские пельмени — это много свинины в фарше и обязательно — укроп. Их делают большими», — объясняет Александра. А вот в поисках блюда турецкой кухни пришлось попотеть.

К счастью, так совпало, что один из этапов проекта проходил у берегов Турции, и как только яхта причалила, Александра в сопровождении членов команды отправилась в ресторан знакомиться с местной едой. Решила: то, что будет готовить, должно быть необычным. Так, в конкурсном меню появилась чий-кефте — сырая котлета из мяса и булугура: крупы из твёрдых сортов пшеницы. Из-за того, что блюдо необходимо вымешивать 3-4 часа, в Турции его готовят только мужчины. Друзья отговаривали: не справишься, возьми что-нибудь проще, а Лазареву эти уговоры только подстегивали. «Когда я попробовала блюдо в ресторане, поняла, как его улучшить. Каждый повар привносит что-то свое в новое блюдо, хотя бы свою энергию, вот и у меня получился свой рецепт». Сделала блюдо с первой попытки, вымешивала полтора часа. 

Александра Лазарева. Фото: Из личного архива

Дорога из Турции домой была утомительной: в Крым  Александра добиралась тремя самолетами. Родина встретила неласково: сопровождающий завел в здание аэропорта и оставил ее одну в пункте приема багажа. Почти час понадобилось Саше, чтобы, наконец, получить багаж и выбраться из здания, таща на себе чемодан, тележек для багажа рядом не оказалось. Она, слепая, пробиралась к выходу наощупь: ни специальной разметки, ни обозначений на верхней и нижней ступеньках для таких, как она, в здании не предусмотрели. Как только выбралась из лабиринта аэровокзала, тут же отправилась в кабинет к начальнику аэропорта объяснить, что новые терминалы абсолютно не приспособлены к перемещению слабовидящих и слепых. И тут же предложила свою помощь: готова выступить консультантом, чтобы эти ошибки устранить. Начальник извинился и пообещал исправить ситуацию.

   
   

И лишь в машине Саша дала волю эмоциям, расплакалась, как девчонка. От обиды. Раньше она бы ни за что не решилась на такой поступок. Да что там, она бы не вышла одна за пределы собственной квартиры. Но только не сейчас, когда узнала, что все может быть иначе. «Я с детства инвалид, у меня была третья группа по зрению, но я получила высшее образование, оба технических, работала.

Все было хорошо,— рассказывает Александра. — А потом случилась травма, которая наложилась на мою детскую инвалидность, зрение стало «уходить», дали первую группу. Я была в ужасном состоянии: хочешь бежать, а не можешь — не видишь ничего, постоянно падаешь, ноги вечно разбитые. Депрессия была года три».

Слепая команда

Люди привыкли, что инвалиды живут где-то там, в своем, обособленном мире, не мозолят глаз. Саша тоже такой была.

Александра Лазарева. Фото: Из личного архива

Жизнь сделала крутое пике в прошлом году. В Севастополь на яхте пришли активисты социального движения  «Белая трость» из Екатеринбурга. Ребята привезли в город новые гаджеты для слепых, всех желающих пригласили на яхту. Пошла только одна Саша, остальные лишь покрутили пальцем у виска. Александре пришлось уговаривать даже собственного мужа. «Когда он увидел этих ребят, обомлел, потому что раньше встречал только инвалидов-«чахликов», а тут ребята, абсолютно слепые, но плечистые, красивые, улыбчивые. И ещё управляют яхтой, зрячие  –  только капитан и старпом», – рассказывает героиня.

Эти сильные духом люди полностью перевернули ее взгляды на жизнь. Она поступила в московский институт Всероссийского общества слепых на факультет менеджмента.

Среди слепых ребят  много активных, но они сами по себе, у них нет своей философии, нужно, чтобы кто-то смог их повести за собой. И Александра решила стать для них таким вектором. При поддержке екатеринбургских единомышленников открыла и возглавила представительство «Белой трости» в Севастополе. «У Всероссийского общества слепых философия такая: им нужно сплотить инвалидов и что-то им дать. Оно выбивает льготы, решает вопросы трудоустройства, отправляет отдыхать в специальные пансионаты — для слепых. И инвалиды живут в замкнутом мире: общаются только с себе подобными, сидят дома и ждут: какое пособие им дадут, что для них сделает ВОС, — говорит она. — «Белая трость», напротив, занимается инклюзией: чтобы слепой «сам себя поднял» и пошел в обычную жизнь.

Дома она уже провела два крупных мероприятия — праздник с участием слепых автостопщиков и один из этапов проекта «Паруса духа». С её легкой руки каждую первую среду месяца в библиотеке им. Толстого теперь будет проходить показ фильмов с тифлокомментариями и сурдопереводом. «Не надо сюсюкаться с инвалидами, изолировать их от общества, чтобы они «варились в собственном соку», — убеждена Александра. — У здорового человека  барьерное мышление: как же он, слепой, пойдет в магазин, приготовит еду? В обществе сложился образ сгорбленного старичка в очках и с тростью. Но это не так. Мы делали для зрячих мастер-класс: надевали им на глаза повязку и водили по улицам, скольким людям показала, что можно жить по-другому».

В её жизни сейчас происходит столько событий, что захватывает дух. Осенью Александра отправится в тренировочный лагерь по яхтенному спорту для незрячих, потом будет участвовать в регате. Далее, если пройдет во второй тур, будет сражаться в кулинарном конкурсе. Такой богатой на события её жизнь ещё никогда не была.