Как воспитать патриота? Эксперт о школьных учебниках и азах политэкономии

Проректор академической и административной политике КФУ, председатель Крымского регионального отделения Российского общества «Знание» © / Владимир Курьянов / Из личного архива

Спецоперация на Украине, как через увеличительное стекло, позволяет рассмотреть «слабые звенья» в разных деталях государственного механизма. В том числе и в образовании. Сегодня надо бороться за будущие поколения. От их отношения к стране зависит наше будущее.

   
   

Об этом krym.aif.ru поговорили с проректором по академической и административной политике Крымского федерального университета, председателем Крымского регионального отделения Российского общества «Знание» Владимиром Курьяновым.

Прошлое «без купюр»

Елена Озерян, «АиФ-Крым»: Много выдвигается разных инициатив, посвящённых молодёжи. То предлагается вернуть в образование трудовое воспитание, то изучать историю с 1 класса. Всё это действительно необходимо?

Владимир Курьянов: Мне кажется, предложения своевременные. Но готовы ли к этому на местах? Вспомним, что сказал наш президент по поводу ещё одной инициативы — ежеутреннего подъёма государственного флага и исполнения гимна России: а везде к этому готовы? В каждой ли школе есть флагштоки, получиться ли организовать церемонию торжественно и красиво? Если нет, лучше не делать. 

Точно так же и с изучением истории. У нас учебники по этому предмету для 1-4 классов есть? А может, основы исторических знаний надо ещё в детском саду доносить детям? 

Я вспоминаю свой первый учебник по истории, которую мы начали изучать в 4-м классе — рассказы по истории СССР. Написан он был очень грамотно, доступным языком. Хорошо помню одну из своих любимых детских книжек: «Русские богатыри», где были собраны сказания об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче и других былинных героях. А сейчас такие книги есть? А дети вообще книги читают?  

— Так учить истории «с младых ногтей», или нет?

   
   

— Нужно. Но подавать историческую информацию в соответствии с возрастом, уровнем развития, знаниями, которые у детей уже к этому времени есть. А главное — делать это ненавязчиво. 

Главное, чтобы у нас не было линейки из 20 учебников по истории. Пусть их будет несколько, но выверенных до последней буквы с точки зрения исторической правды. Основанных на документальных фактах, которые, как минимум, признаны в научном мире.  

— Исторические знания можно назвать базовыми для формирования патриотизма?

— Несомненно. И фундамент этих знаний необходимо закладывать, начиная с детского сада, продолжать в школе, а затем в вузе. И во всех без исключения высших учебных заведениях на всех направлениях подготовки и специальностях должна преподаваться история России. Не история вообще, где мы за один семестр хотим изложить и российскую, и зарубежную историю. А именно история России, которую студенты должны изучать не менее двух семестров, без купюр.  

— У многих ребят головы заполнены штампами об исторических личностях…

— Это так. К примеру, Ивана Грозного в кого только не превратили! Искажено восприятие личности Иосифа Сталина. При этом всячески воспевается, например, Николай II. 

А история — не абсолютно чёрная или белая. Она настолько разнообразна, что в рамках одной личности, одного исторического периода невозможно однозначно сказать: этот правитель — негодяй, а тот — замечательный. 

Ведь возникает логичный вопрос: почему, когда этот негодяй руководил государством, в стране строили по 600-900 заводов в год? И какой ценой это давалось. То же самое можно сказать и в отношении Ивана Грозного, и Петра I, и любого другого русского и российского самодержца. 

— К какому результату мы должны прийти?

— Чтобы у молодого человека формировалось, с одной стороны, чувство гордости за страну, в которой он живёт. А с другой — критическое мышление. Если мы будем «квасными патриотами», государству от этого легче не станет. 

Наше поколение с младых лет гордилось, например, Дмитрием Донским. Хотя он не был пролетарием. И Суворовым, и Кутузовым, и подвигами наших предков во время Крымской войны. Да, был период отечественной истории, который был однозначно «помазан» темной краской: Первая мировая война. Тем не менее, Брусиловский прорыв — фронтовую наступательную операция Юго-Западного фронта Русской армии мы изучали. И кто хотел, интересовался этой эпохой более глубоко, умел читать между строк. Это было особое свойство советских студентов, да и многих советских людей. 

Набор-минимум

— Разделяете ли вы мнение ваших коллеги по обществу «Знание» о том, что студенты всех направлений подготовки должны изучать цикл социально-политических и гуманитарных дисциплин?

— Несомненно. Обязательным предметом, наряду с историей России, должна стать философия. 

Философия дает в руки образованному человеку инструмент анализа и познания различных общественных явлений, помогает установить причины их возникновения, взаимосвязь между ними. Спрогнозировать результаты их влияния на человеческое общество в целом, отдельные его классы и группы. 

Кроме этих дисциплин, на мой взгляд, необходимо, чтобы все студенты еще и политологию изучали. 

— Может, ещё и экономику?

— Есть у меня внутренне чувство, что такой науки, как экономика не существует вовсе. Если серьёзно, то есть такая наука: политэкономия. Она анализирует, прогнозирует варианты экономического развития общества. Вот она студентам будет полезна.

Важно, чтобы молодые люди ориентировались в практических ситуациях. Ведь вуз готовит специалистов с высшим образованием, которые, могут когда-то стать руководителями. Если у них не будет исторических, философских, политэкономических знаний, говорить о качественно новом развитии нашей страны не приходится. 

— Ещё что-то должно войти в обязательный базовый минимум?

— Считаю, что для выпускника университета любой специальности важны знания основ психологии и педагогики. По крайней мере, тех разделов, которые, как вести себя в социуме, как работать с ним, как понимать потенциальные возможности человека.  Возможно, будет уместно преподавание комбинированного предмета, включающего в себя все эти темы. 

Потому что, выпускник вуза идет работать с людьми — в качестве подчинённого, начальника или равного коллеги.  В любом случае он будет находиться в коллективе. Не в команде — это очень плохое слово, — а именно в коллективе. А тот призван решать самые разные задачи: производственные, образовательные, воспитательные, какие хотите.

Что касается других гуманитарных дисциплин, здесь возможны варианты. Скажем, будущим историкам, филологам, журналистам, специалистам в области дизайна или пиара, культурологию следует изучать в обязательном порядке. А части из них — и социологию. 

Химику или физику мы тоже должны предоставить возможность изучить эти науки, но уже не в рамках сетки учебного плана, а в качестве дополнительных образовательных возможностей. И сделать так, чтобы появился к ним интерес. 

— И как это можно сделать?

— В Гуманитарно-педагогической академии нашего университета в Ялте уже более семи лет работает исторический клуб. Его организовал безмерно преданный своему делу преподаватель академии Игорь Михайлович Есип. Сначала клуб работал на базе учебного заведения, но потом перебрался в Ливадийский дворец.  Потому что на его заседания стали ходить не только студенты, но и школьники. И… просто жители всей Большой Ялты. 

Значит, людям интересно погружаться в историю.