Пенная посадка. Как аэропорт Симферополя готовят к нестандартным ситуациям

Спасатели отрабатывают «самый плохой» сценарий, чтобы быть готовыми ко всему © / Анна Кириенко / АиФ-Крым

Трагедия в Шереметьево, где совершил жесткую посадку Sukhoi Superjet 100, кроме прочих, вновь сделала актуальными вопросы готовности аэропортов к нештатным ситуациям.

   
   

Пока одной из версий происшествия с самолётом «Аэрофлота», результатом которого стали пожар и гибель 41 человека (по данным на понедельник, шестого мая), остаётся попадание молнии. И члены экипажа, и пассажиры сообщили о яркой вспышке и хлопке. Пилот воздушного судна Денис Евдокимов отметил, что потеря радиосвязи и переход в режим прямого управления произошли сразу после этого.

Важно
Хотя аварийные посадки в аэропорту «Симферополь» время от времени происходят, ни разу, за всю его историю с советского времени, не произошло ни одной катастрофы.
Попадание молнии в самолёт — явление, как говорят специалисты, рядовое. Чуть ли не каждое работающее воздушное судно как минимум раз в полтора-два года с ним сталкивается. Современные лайнеры достаточно защищены от этих природных электрических зарядов — ведь им приходится периодически преодолевать грозовой фронт. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений. Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

Тем не менее шанс, что молния станет причиной каких-либо неполадок, остаётся. А почему такой экстремальной стала посадка, предстоит выяснить экспертам.

Шасси не вышло, самолёт потерял крыло

Самолёт не может гарантировать абсолютной безопасности, как и любой другой вид транспорта. Но за всю вековую историю гражданской авиации погибло около 150 тысяч человек, а в автокатастрофах ежегодно гибнет больше миллиона. Современная автоматика воздушного судна снижает риски и аварийность.

История авиакатастроф, однако, демонстрирует, что всё-таки шансы уцелеть у пассажиров и экипажа достаточно высоки, когда пострадавшее воздушное судно всё-таки совершает посадку. И они, в числе прочего, зависят от опыта и навыков пилота и слаженной работы наземных служб по спасению и эвакуации пострадавших.

   
   

Чаще всего к разрушению корпуса самолета приводит отказ стойки шасси при посадке, что влечёт высокую степень угрозы жизни и здоровью пассажиров.

Сценарий посадки такого самолета недавно как раз отрабатывали в аэропорту «Симферополь». По легенде, шасси не выходит и командир просит выполнить пенную укладку полосы, чтобы затушить искры от трения корпуса лайнера о бетон. После того, как ее проводят, самолёт садится, но теряет левое крыло, вследствие чего загорается левый двигатель и вспыхивает разлитое топливо. На борту - 55 пассажиров и семеро членов экипажа, есть раненные и погибшие.

«Вводная была — возгорание силовой установки с разлитым топливом, поэтому было разделение личного состава между спасением людей и тушением пожара, — пояснил пожарный спасатель аэропорта «Симферополь» Артем Колесников. — Не обязательно, что в реальной ситуации будут погибшие, есть трудно транспортируемые пострадавшие пассажиры, в том числе без сознания. Поэтому отрабатывали эвакуацию в составе звена газодымозащиты».

«Самый плохой» из возможных сценариев, который отрабатывался во время учений, дал возможность оценить грамотность и отточенность действий спасателей, вживую ощутить те нюансы, которые дают возможность выиграть драгоценные секунды при спасении жизней.

Трагедии прошлого
В октябре 1978 г. Ан-24, летевший из Ставрополя в Симферополь потерпел катастрофу над заливом Сиваш. Пилот сообщал о сильном обледенении самолёта, затем — об отказе одного двигателя. Манёвр, совершённый с целью запустить двигатель, привёл к потере высоты, остановке обоих двигателей. Самолёт разрушился при падении в залив. На борту было 5 членов экипажа и 21 пассажир. В ночь на 2 апреля 1987 года над заливом Сиваш столкнулись два военных самолёта Ил-76 МД. Всего погибло 16 человек. Комиссия установила, что причиной катастрофы стало нарушение экипажем одного из бортов полётного задания. В мае 1990 г. военный самолёт потерпел катастрофу в районе Зуи (Белогорский район). Экипаж катапультировался, при этом один человек погиб. В октябре 1996 г. над Чёрным морем пропал МИГ-29 ВВС Украины. Обломки самолёта были найдены в районе Евпатории. Причина катастрофы осталась неизвестной.

Работает «Пантера»

За четыре последних года полностью обновлена специализированная техника аварийно-спасательного подразделения аэропорта «Симферополь». Приобрели пять пожарных автомобилей на базе КАМАЗа и особая гордость портовиков — аэродромный пожарный автомобиль «Пантера», который предназначен для работы на взлетной полосе. Полностью обновлено другое необходимое спасателям оборудование: пожарные рукава, аппараты на сжатом воздухе, компрессоры, пожарные костюмы, в том числе теплоотражательные и остальное снаряжение.

На учениях все обновки проверили, опробовали тактические возможности и остались довольны взаимодействием с МЧС и региональным центром медицины катастроф.

Учения проводили в старом аэровокзальном комплексе, на значительном удалении от действующей взлетно-посадочной полосы. И не мешали приёму, отправке и обслуживанию рейсов: аэропорт «Симферополь» работал в обычном режиме.

Учитывая, что этим летом Крым ждёт миллионы туристов, многие из которых воспользуются как раз «воздушными воротами» полуострова, следует быть готовыми к любым нестандартным ситуациям.

При эвакуации пострадавших счёт идёт на секунды. Фото: АиФ-Крым/ Анна Кириенко

Кстати, новый комплекс «Крымская волна» в апреле отметил первый год работы, за который обслужил более пяти миллионов пассажиров, встретил и проводил более 18 тысяч рейсов.

«Терминал работает прекрасно, инженерные системы отлажены, прекрасный климат и освещение, — отметил генеральный директор аэропорта «Симферополь» Евгений Плаксин. — Мы с оптимизмом смотрим на развитие пассажиропотока. Были тревоги относительно запуска автомобильной части моста через Керченский пролив, но эти прогнозы не оправдались — пассажиропоток не уменьшился, просто мост сгенерировал новые направления».

Дефицит билетов в крымском направлении на майские праздники подтверждает оптимистические прогнозы — летний сезон навигации обещает сложиться удачно. Ряд компаний заявили больше рейсов, чем в прошлом году, и открывают новые направления. Главное, чтобы каждый взлёт заканчивался мягкой, но не пенной посадкой.

Комментарий

Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Денис Дедков:

«Недавние учения, которые прошли в аэропорту «Симферополь» — крупнейшие из запланированных совместно с МЧС. Масштаб нашей службы позволяет принять абсолютно любой тип судна, который попросит аварийную посадку в Симферополе.

В новейшей истории столичного аэропорта было несколько аварийных ситуаций. В 2015 году при взлете произошел помпаж двигателя самолета, тогда сработала внутренняя система автоматического пожаротушения. По тревоге были подняты все силы и средства. В прошлом году аварийную посадку совершил борт с разгерметизацией салона, а в январе текущего не закрывшиеся закрылки стали причиной возвращения воздушного судна, направлявшегося в Москву. Учебные тренировки по ликвидации и устранению чрезвычайных ситуаций в среднем проходят каждые полгода».

Счастливый конец
В июле 2006 г. авиалайнер Ту-134А выполнял перевозку военных из Симферополя в Москву. В двигатель попала птица. Командир корабля получил команду от руководителя полётов прервать взлёт. Самолёт выкатился за пределы лётного поля, подломил стойки, развернулся на 90° и загорелся. В аварии выжили все 28 человек (19 пассажиров и 9 членов экипажа), травмы различной тяжести получили 13 человек, двое были госпитализированы. На борту находился командующий ВМФ РФ и группа офицеров.

Смотрите также: