Трагедия в Шереметьево, где совершил жесткую посадку Sukhoi Superjet 100, кроме прочих, вновь сделала актуальными вопросы готовности аэропортов к нештатным ситуациям.
Пока одной из версий происшествия с самолётом «Аэрофлота», результатом которого стали пожар и гибель 41 человека (по данным на понедельник, шестого мая), остаётся попадание молнии. И члены экипажа, и пассажиры сообщили о яркой вспышке и хлопке. Пилот воздушного судна Денис Евдокимов отметил, что потеря радиосвязи и переход в режим прямого управления произошли сразу после этого.
Тем не менее шанс, что молния станет причиной каких-либо неполадок, остаётся. А почему такой экстремальной стала посадка, предстоит выяснить экспертам.
Шасси не вышло, самолёт потерял крыло
Самолёт не может гарантировать абсолютной безопасности, как и любой другой вид транспорта. Но за всю вековую историю гражданской авиации погибло около 150 тысяч человек, а в автокатастрофах ежегодно гибнет больше миллиона. Современная автоматика воздушного судна снижает риски и аварийность.
История авиакатастроф, однако, демонстрирует, что всё-таки шансы уцелеть у пассажиров и экипажа достаточно высоки, когда пострадавшее воздушное судно всё-таки совершает посадку. И они, в числе прочего, зависят от опыта и навыков пилота и слаженной работы наземных служб по спасению и эвакуации пострадавших.
Чаще всего к разрушению корпуса самолета приводит отказ стойки шасси при посадке, что влечёт высокую степень угрозы жизни и здоровью пассажиров.
Сценарий посадки такого самолета недавно как раз отрабатывали в аэропорту «Симферополь». По легенде, шасси не выходит и командир просит выполнить пенную укладку полосы, чтобы затушить искры от трения корпуса лайнера о бетон. После того, как ее проводят, самолёт садится, но теряет левое крыло, вследствие чего загорается левый двигатель и вспыхивает разлитое топливо. На борту - 55 пассажиров и семеро членов экипажа, есть раненные и погибшие.
«Вводная была — возгорание силовой установки с разлитым топливом, поэтому было разделение личного состава между спасением людей и тушением пожара, — пояснил пожарный спасатель аэропорта «Симферополь» Артем Колесников. — Не обязательно, что в реальной ситуации будут погибшие, есть трудно транспортируемые пострадавшие пассажиры, в том числе без сознания. Поэтому отрабатывали эвакуацию в составе звена газодымозащиты».
«Самый плохой» из возможных сценариев, который отрабатывался во время учений, дал возможность оценить грамотность и отточенность действий спасателей, вживую ощутить те нюансы, которые дают возможность выиграть драгоценные секунды при спасении жизней.
Работает «Пантера»
За четыре последних года полностью обновлена специализированная техника аварийно-спасательного подразделения аэропорта «Симферополь». Приобрели пять пожарных автомобилей на базе КАМАЗа и особая гордость портовиков — аэродромный пожарный автомобиль «Пантера», который предназначен для работы на взлетной полосе. Полностью обновлено другое необходимое спасателям оборудование: пожарные рукава, аппараты на сжатом воздухе, компрессоры, пожарные костюмы, в том числе теплоотражательные и остальное снаряжение.
На учениях все обновки проверили, опробовали тактические возможности и остались довольны взаимодействием с МЧС и региональным центром медицины катастроф.
Учения проводили в старом аэровокзальном комплексе, на значительном удалении от действующей взлетно-посадочной полосы. И не мешали приёму, отправке и обслуживанию рейсов: аэропорт «Симферополь» работал в обычном режиме.
Учитывая, что этим летом Крым ждёт миллионы туристов, многие из которых воспользуются как раз «воздушными воротами» полуострова, следует быть готовыми к любым нестандартным ситуациям.
«Терминал работает прекрасно, инженерные системы отлажены, прекрасный климат и освещение, — отметил генеральный директор аэропорта «Симферополь» Евгений Плаксин. — Мы с оптимизмом смотрим на развитие пассажиропотока. Были тревоги относительно запуска автомобильной части моста через Керченский пролив, но эти прогнозы не оправдались — пассажиропоток не уменьшился, просто мост сгенерировал новые направления».
Дефицит билетов в крымском направлении на майские праздники подтверждает оптимистические прогнозы — летний сезон навигации обещает сложиться удачно. Ряд компаний заявили больше рейсов, чем в прошлом году, и открывают новые направления. Главное, чтобы каждый взлёт заканчивался мягкой, но не пенной посадкой.
Комментарий
Начальник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Денис Дедков:
«Недавние учения, которые прошли в аэропорту «Симферополь» — крупнейшие из запланированных совместно с МЧС. Масштаб нашей службы позволяет принять абсолютно любой тип судна, который попросит аварийную посадку в Симферополе.
В новейшей истории столичного аэропорта было несколько аварийных ситуаций. В 2015 году при взлете произошел помпаж двигателя самолета, тогда сработала внутренняя система автоматического пожаротушения. По тревоге были подняты все силы и средства. В прошлом году аварийную посадку совершил борт с разгерметизацией салона, а в январе текущего не закрывшиеся закрылки стали причиной возвращения воздушного судна, направлявшегося в Москву. Учебные тренировки по ликвидации и устранению чрезвычайных ситуаций в среднем проходят каждые полгода».
Смотрите также:
- «Правда не может повредить». Историк о Холокосте и «людях второго сорта» →
- Мементо мори: крымчанам предлагают альтернативы обычному погребению →
- «Зиночка, выйди!». Как классики «жгли» сердца нецензурным глаголом →