От «Бригады 88» до «Белой масти». Какие неонацисты были в Крыму

Задержание одного из членов неонацистской группировки «Белая масть» © / ФСБ по Крыму и городу Севастополю. / кадр видео

На видео изображения молодых мужчин, поднятых с постели, частично «замылены». Ладно лица — пока идут следственные действия, их широкой публике не демонстрируют. Но размыты руки, ноги, спины...

   
   

А это потому, что каждый из задержанных — ходячее нарушение статьи Кодекса об административных нарушениях РФ. Той статьи, где говорится об ответственности за публичную демонстрацию нацистской символики: парни густо покрыты «тематическими» татуировками.

В Крыму задержаны 12 членов неонацистской группировки «Белая масть». Подробности выяснили krym.aif.ru.

Поклонялись фашистам

О «Белой масти» жители России узнали в августе прошлого года. Тогда был арестован Артём Цепп — администратор телеграмм-канала с таким названием. Канал занимал ультраправую позицию, публиковал посты о «пострадавших» — отбывающих срок за насилие с расистским или «национальным» подтекстом.

Одновременно была задержана и жена известного неонациста Николя Королёва (Николы) Вероника, разделявшая взгляды супруга. Обвинения были выдвинуты серьёзные: публичные призывы к терроризму, возбуждение ненависти или вражды в отношении группы лиц по признакам расы, национальности и происхождения.

А в сентябре силовики задержали в нескольких регионах членов группировки. Они планировали теракты и другие преступления, но осуществить задуманное им не позволили.

Конечно, «Белая масть» не существовала изолированно, у неё были связи и с отечественными, и с зарубежными «братьями по разуму». Среди таких «друзей», например, были запрещенный в РФ «Русский добровольческий корпус», ультраправое объединение «Wotan Jugend» и украинский батальон «Азов», признанные в России террористическими организациями.

   
   
Одна из фотографий, найденных при задержании. Фото: кадр видео/ ФСБ по Крыму и городу Севастополю.

Особенность «Белой масти» в том, что она опиралась на ранее судимых. Склонить человека, отбывшего срок, но не желавшего вернуться к обычной жизни, намного проще, чем новичка. Кроме того, подтолкнуть экс-«сидельца», впитавшего неонацистские идеи, к тем же терактам с неизбежными жертвами, намного легче.

О том, кто является лидером неонацистской группировки, сведения разные. То ли упоминавшийся уже администратор телеграмм-канала Цепп, то ли сбежавший в Грузию 24-летний Михаил Мауров. Он так и не осуществил свою «мечту», о которой неоднократно сообщал друзьям: поехать на Украину, чтобы вступить в признанную террористической и запрещенную организацию «Легион свобода России».

И вот — задержания в Крыму.

Кто эти люди — неонацисты, срочно сменившие место жительства, или местные жители, которых соблазнили фашистскими идеями, выяснит следствие. Обыски прошли в их домах и квартирах в Керчи, Ялте, Севастополе и Феодосии. Найдены оружие, экстремистская литература, нацистская символика. А в телефонах обнаружилась переписка с «друзьями»-неонацистами и украинскими боевиками. Уже известно, что двое из задержанных находятся под домашним арестом, четверо — под административным.

Справка

«Белая масть» — неформальная организация, которая изначально позиционировала себя как волонтёрская. Якобы занималась поддержкой заключённых. Как выяснилось впоследствии — «целевой группы»: осужденных за преступления, совершённые на по расистским убеждениям, на почве межнациональной ненависти и т.д.

Группировка создала культ Гитлера, собирала и прославляла нацистскую атрибутику, состояла в связях с другими неонацистскими организациями, в том числе и на Украине. Члены организации занимались вербовкой ранее осужденных для совершения терактов.

«Дайте убежище!»

Крымский полуостров традиционно является «неплодородным» местом для неонацистов. Слишком много народов здесь веками жили бок о бок.

Даже во время фашистской оккупации Крыма, когда реализовывалась политика разделения народов и одни официально провозглашались более значимыми, чем другие, вызвать межнациональную рознь не вышло. Украинские националисты-«мельниковцы» (по имени их лидера), взявшие курс на плотное сотрудничество с фашистами и получившие возможность открыто пропагандировать свои идеи, в Крыму тоже ничего не добились.

Тем не менее, уже в советское время неонацистские организации на полуострове появлялись.

В 1974 году сотрудниками спецслужб была раскрыта подпольная группировка Вадима Вежнера. Лидер, как ни странно — уроженец Севастополя: города, где всегда сам воздух был пропитан патриотизмом.

Вежнер учился в самом престижном тогда вузе — Крымском мединституте Симферополя, но орудовать предпочитал в родном городе. Здесь он с несколькими товарищами распространял листовки. В них в стихах восхвалял немецкую армию и призывал к свержению власти в СССР. А ещё студенты расписывали памятники свастиками.

Понятно, что долго так резвиться студенты не могли. Вежнер это хорошо понимал, поэтому придумал отход... за границу. Вместе с ближайшим соратником он приехал в Москву и смог прорваться в посольство ФРГ. Где вывалил на сотрудников просьбу о предоставлении убежища. Причём поздоровался с ними, вскинув руку в нацистском приветствии.

Потрясённые сотрудники посольства вызвали представителей КГБ. И Вежнера с другом арестовали. Их местом пребывания на следующие годы стала психиатрическая больница.

Создал «бригаду»

Ещё один известный неонацист из Севастополя — Андрей Фоменко. Студент биофака Симферопольского университета. «На карандаш» спецслужб он попал в 1982 году, когда пришёл в китайское посольство и стал просить убежища. Рассказывал, что он — поклонник Гитлера. Китайцы посетителя выпроводили, тот ушёл... уже в канадское посольство. С той же историей. Канадцы вызвали представителей СССР — и Фомин загремел в психиатрическую больницу.

Дальнейшая его жизнь протекала между курсами лечения и драками «с фашистской подкладкой». Например, он устроил в день рождения своего кумира массовую стычку в центре Севастополя, причём выкрикивал неонацистские призывы.

В 1985 году под его рукой была уже целая группировка, которую он назвал «Бригада 88». И группировка регулярно выступала зачинщиками драк со всеми подряд: дружинниками, случайными прохожими, знакомыми... Карьера и сама жизнь Фоменко закончились в 1994-м: он стал наркоманом и скончался от передозировки.

На исходе распада Советского Союза на Украине, особенно в западной её части, уже возрождался культ националистов, обелялись дела фашистских прислужников. Для Крыма эти процессы выглядели дико.

Так, побывавшие на фестивале в Ровно в ноябре 1989 года крымские кинодокументалисты были шокированы программой. Из 105 фильмов — лишь один с военно-патриотической тематикой. Он как раз был из Крыма. Остальные о тяжкой доле Украины в СССР, мечтах о «самостийности» и т.д.

Но в украинское время в Крыму неонацистских группировок так и не возникло. Националистические объединения имелись, на них власти просто закрывали глаза. А вот объединений с фашистскими идеями — нет.

Периодически возникали «отдельные личности», пытавшиеся громко заявить о своих симпатиях, но кроме внимания правоохранителей они ничего не добились.