Поддельный платеж. Крымчанин лишился 75 тысяч, покупая солдатика в интернете

Мошенники в сети научились подделывать голос и личность. © / istockphoto.com

Систему быстрых платежей начали активно использовать для обмана людей. Хакеры взламывают базу интернет-магазина, а затем просто ждут крупного заказа и перехватывают номер телефона покупателя.

   
   

Krym.aif.ru разобрался в деталях.

Плохой подарок

В Крыму каждое шестое мошенничество совершается с использованием устройств связи или сети Интернет. Новая схема выглядит так: как только мошенники заполучили номер телефона покупателя, они отправляют поддельную ссылку на СБП-платёж.

Жертва уверена, что оплачивает товар, а преступники быстро снимают деньги и скрываются. Отследить движение денег через банк практически невозможно.

На похожую схему развода наткнулся житель Белогорска Егор Митрошин. Мужчине 45 лет, он с увлечением и страстью собирает коллекционных солдатиков. На одном из интернет-аукционов он увидел нужную ему фигурку.

«Я уже не первый раз приобретал на этом сайте, мои знакомые тоже оформляли товары и спокойно их получали. Поэтому я не боялся. В декабре появился на аукционе лот, который я очень давно искал, он бы стал ценной частью моей коллекции. Я подумал, что это знак, это мне подарок на Новый год. Сумма покупки – 75 тысяч рублей. Все деньги я перевел по форме сайта через СБП», — рассказал крымчанин.

   
   

По его словам, никакого подвоха он не заметил, форма оплаты была привычная. Смутило только то, что СБП была единственным возможным способом транзакции.

«Все остальное было как будто недоступно, но меня это не смутило, это же зарубежный сайт, всякое бывает. После перевода форма, как будто зависла, я обновил страницу и увидел, что корзина пуста, а в истории заказов моего солдатика нет», — добавил коллекционер.

Он также сообщил, что сразу обратился в банк и в полицию, но дело пока расследовать не смогли. Так же, как и вернуть невезучему коллекционеру его деньги.

Фальшивый голос

Об еще одной новой схеме мошенничества, связанной с подделкой голосовых сообщений с применением нейросетей, рассказал председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Иван Манучаров.

Мошенники используют аккаунт человека и на основе его же аудиосообщений генерируют новые – с его голосом. Обычно это просьбы перевести деньги. Такое аудио рассылается по всем чатам жертвы, что вводит в заблуждение родных и друзей человека. 

Иван Манучаров отметил, что избежать уловок телефонных мошенников помогут несколько простых правил.

«Необходимо удалять старые голосовые сообщения из чатов, при запросе со стороны собеседника денег просить краткий видеозвонок, чтобы удостовериться в личности», — пояснил Манучаров.

Он рассказал и как обезопасить пожилых родственников. Если у них имеются пластиковые карты, желательно в настройках банковского приложения выставить лимиты на переводы или вообще ограничить возможность денежного перевода.