Медаль из тамбовского леса. Награду родным сапёра передали в редакции «АиФ»

Наградной лист на представление к медали сапёра Смагина: вместо «За боевые заслуги» дали «За отвагу». © / Фото из личного архива семьи Манаенковых. / Коллаж «АиФ-Крым»

Потемневший от времени кругляшок могли вымыть из земли дожди или вывернуть ближе к поверхности звери. Поэтому его заметил человек, проходивший по лесу. Наклонился, подобрал, протёр — и обнаружил, что это фронтовая награда.

   
   

Дело было в Тамбовской области, между деревнями Хоботово и Остролучье.

А 11 декабря 2024 года в Москве, в редакции издания «Аргументы и факты», медаль «За отвагу» была передана на хранение родственникам рядового Фёдора Смагина.

Мины, фугасы, заграждения

Где Тамбовская область, где Москва, где Крым? Однако именно эти «географические точки» завязались в один узелок во время развернувшегося поиска.

«В Крым награда была передана, так как у нас хороший опыт по установлению личных данных награждённых и поискам семей фронтовиков, — рассказал руководитель поискового объединения «Крымский рубеж» ДОСААФ России РК Александр Ефанов. — Мы выяснили, что медалью «За отвагу» под номером 430776 в 1943 году был награждён рядовой Смагин Фёдор Степанович 1911 года рождения. Причём оказалось, что он из тех мест, где была обнаружена медаль: скорей всего, потерял её после возвращения домой».

Карточка Ф.С. Смагина из военкомата от 1949 г. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж» ДОСААФ России Республики Крым.

Родственники солдата — дочери, внуки, правнуки, отыскались в Москве. И очень обрадовались известию о том, что в семью вернётся память о фронтовике. К сожалению, ни одной награды не сохранилось, а они у Фёдора Степановича были...

«Возвращение медали в семью солдата — очень трогательное и важное событие, — сказал главный редактор издательского дома «Аргументы и факты» Михаил Чкаников, передавший награду родным солдата. — И для его близких, и в жизни нашего издания: не каждый день такое случается. Огромное спасибо Фёдору Смагину, защитнику нашей страны, одному из героев Великой Отечественной войны».

   
   

...Кто находится на самом переднем крае? Скажете, разведчики? Нет: впереди них идут сапёры — они расчищают проходы в минных полях, режут «колючку». Фёдор Смагин был сапёром 484-го отдельного саперного батальона 358-й стрелковой дивизии 4-й Ударной Армии Калининского фронта.

Его ежедневная фронтовая работа была очень опасной. Но, пожалуй, для него привыкшего выполнять любое действие тщательно и обстоятельно, подходила хорошо. Лучше всего о том, как он выполнял свой долг, говорит наградной лист. «Отважный и находчивый сапёр, в совершенстве владеет техникой сапёрного дела, — перечислялось в представлении. — В совершенстве владеет техников сапёрного дела... Неоднократно проделывал проходы в инженерных заграждениях противника. Только в июле 1943 года проделал 2 прохода, сняв при этом 16 трудноизвлекаемых мин и фугасов».

 

 

Летом 1943 года подразделение, в котором служил Фёдор Смагин, находилось в Смоленской области. Тогда ему довелось в районе города Велижа установить 380 мин и 200 метров проволочных заграждений. В конце июля, когда был затоплен мост в районе находящегося неподалёку села Нижний Взвоз, сапёров бросили на аварийные работы. Сам Смагин, как упоминается в наградном листе, работал по 16 часов в сутки, показывая пример всему личному составу.

Интересно, что представили его сначала к другой награде — медали «За боевые заслуги». Но начальство решило, что он достоит другой, «За отвагу». Её давали не за совокупность заслуг, а за личное мужество и отвагу, проявленные на фронте, и награда высоко ценилась солдатами.

Кстати
Крымская редакция издания «Аргументы и факты» много лет тесно сотрудничает с местными поисковыми организациями. Помогает и в архивно-поисковой работе, и в передаче наград семьям фронтовиков. В 2022 году был развёрнут проект «Возвращённые награды». Из Крыма в региональные редакции «АиФ» были переданы несколько медалей и орден для вручения родственникам героев Великой Отечественной войны.

Вернулся «с того света»

На фронт Фёдор Смагин ушёл в начале января 1942 года. «А вернулся отец в 1943-м, после того, как оправился от тяжёлого ранения и контузии, — вспоминает дочь фронтовика Нина Манаенкова (Смагина). — Мама мне рассказывала, что, когда его ранило, лёгкое слева было прострелено насквозь. И врач говорил ей: если ваш муж выживет, буду считать, что люди возвращаются с того света! А вот выжил... Я родилась 23 февраля 1945 года. И я была не единственным ребёнком в семье, всего нас было восемь. Четверо родились до войны, четверо — после».

Отец, вспоминает Нина Манаенкова, всегда работал в колхозе, был плотником, поставили его бригадиром. Если бы нужно было отца охарактеризовать одним словом, дочь бы выбрала такое: труженик. Если бы понадобились другие — «независимый», «ответственный», «уважаемый другими». Что поручали в колхозе то и делал.

«Работали тогда «за палочки», за трудодни, — рассказывает дочь фронтовика. — И отец себе скидку не делал на то, что тяжёлое ранение не прошло для него бесследно. Нужно было кормить детей. Он летом когда вечером приходил с работы домой, снимал рубашку — и... ставил её. Настолько она пропитывалась потом. А ещё родители трижды «горели» — и приходилось дом восстанавливать, погибали коровы — а ведь они тогда были кормилицами и опорой хозяйства. Я уехала из дома учиться в четырнадцать лет, именно с таким расчётом, что в семье будет одним ртом меньше, отцу и маме станет полегче».

Награда Фёдора Смагина: в таком виде её вручили родным солдата. Фото: Из архива/ ПО «Крымский рубеж» ДОСААФ России Республики Крым.

Не любил кино про войну

Бывший сапёр Смагин не любил смотреть фильмы про войну: слишком приглажено, принаряжено, в красивом сюжете нет места для мелочей, которые составляли быт фронтовиков. Например, для замёрзшего до состояния звона хлеба, который прятали под телогрейку, чтобы оттаял. Для крови, боли, бессмысленной гибели, неверных приказов командиров, стоивших множества солдатских жизней. Когда в доме появился телевизор, он, попав на трансляцию такого фильма, ругался и уходил: «Всё было совсем не так...»

Фёдор Смагин умер в 74 года. Причём от редчайшей по тому времени опухоли головного мозга. Болезнь, конечно, не смогли распознать в районной больнице, да если бы и поставили правильный диагноз, не делали тогда таких операций. Нина Фёдоровна, навещавшая отца незадолго до смерти, помнит, как сидел он, глядя на свои руки: «Дочка, я столько топорищ истёр, всю жизнь честно работал — почему ж такая тяжёлая смерть?» Тогда он прекрасно понимал, что впереди.
Медаль главред ИД «АиФ» Михаил Чкаников передал Нине и Юлии Манаенковым: дочери и внучке солдата. Фото: АиФ / Олег Серебрянский

Медаль пролежала в лесу не меньше полувека. Может, и больше — семьдесят или восемьдесят лет, если потерял её Фёдор Степанович вскоре после возвращения домой. Не исключено, что и во время каких-то работ в лесу — например, заготовке леса для колхоза. Или награду взяли поиграть дети — и обронили.

Сейчас у солдата 18 внуков, 25 правнуков и 10 праправнуков. Для огромной семьи возвращение медали — одно из важнейших событий. Её будут бережно хранить. Это как будто отец, дед, прадед подал о себе весточку через десятки лет.