1 апреля — день «узаконенного обмана» и подшучивания над ближними. В остальные дни мошенники тоже трудятся, не покладая рук. В наши дни — все больше дистанционно, но кое-какие фокусы из прошлого и даже позапрошлого веков до сих пор используют. Племя аферистов неистребимо. И люди клюют на старые трюки и уловки. «АиФ-Крым», полистав старые крымские газеты, обнаружил немало историй обмана.
«Ученый индеец»
«О нем так много говорили, так много спорили, что я решил посмотреть: что там делается у этого шарлатана, каким образом он людей дурачит, полтинники у них выманивает, и при какой обстановке это происходит» — так начинается, как бы сказали сегодня, журналистское расследование сотрудника газеты «Салгир». В губернский город Симферополь прибыл знаменитый хиромант по фамилии Чужий. Город взволнован: кудесник угадывает прошлое и настоящее, заглядывает в будущее. Конечно, кому не хочется узнать будущее всего за пятьдесят копеек? Вот и толпится народ с утра до ночи в маленьком домике на улице Малобазарной (это нынешняя улица Некрасова).
«На стекле парадной двери наклеено объявление: «Ученый индеец». Вышедший на стук слуга уговаривает: «Индеец получше хироманта будет. Пожалте, все в аккурате угадает, на то он в белой Арапии обучен». В приемной дожидаются десять женщин и восемь мужчин...» Что с того, что в 1900 году журналист разоблачает одного гастролера-шарлатана, «врущего напропалую»? Хироманты, колдуны, ясновидцы и маги всех мастей живут и здравствуют и в наши дни — и по-прежнему полным-полно верящих им людей.
Мошенники, специализировавшиеся на рассылке всевозможных лекарств — это тоже не изобретение нашего времени. «Какой-то неведомый корреспондент, скрывающийся под псевдонимом «М. Ратников» рассылает письма с предложением выписать от него «чудодейственные пилюли» — писали газеты. Принимая это снадобье, худощавые пополнеют, полные превратятся в худощавых, вялые — в энергичных. Коробочка с 75 пилюлями стоит 30 рублей».
Вам ничего не напоминают эти щедрые обещания похудеть (или пополнеть) без всяких усилий? Тогда один из работников редакции севастопольского издания «Сын Отечества», доморощенный химик, пилюли таки выписал и приступил к их анализу. Выяснил, что состоят они из темной муки и наркотического средства, вполне способны спровадить доверчивого потребителя в могилу. Газета «Врачъ» с возмущением описывала, к каким уловкам прибегают шарлатаны, чтобы продать свои подозрительные, «от всего вылечивающие» лекарства. Под рекламкой какого-нибудь бальзама или мази размещают восторженные отзывы якобы тех, кто опробовал средство: «Мне 27 лет, и в течение 8 лет я страдал глазной болезнью трахома, вследствие чего мои глаза весьма помутились и причиняли мне невероятную боль. Но средство доктора Соломона вернуло меня к жизни…»
Пестрое жулье
Более привычное и «родное» жулье на базарах и в лавках даже сто лет назад не вызывало уже бурного возмущения у крымского обывателя. Привыкли к «благородному искусству обманывания доверчивых покупателей». Городские власти войну с некачественным и фальсифицированным товаром вели не на жизнь, а на смерть.
Лавочники позиций не сдавали: продавать фальсификат — самый верный путь обогатиться. «Прованское масло… не содержит даже следа прованского масла, но зато всегда содержит примеси кунжутного, сурепного и других дешевых масел. Водки и наливки, даже высоких цен, содержит много сивушного масла. В кофе подмешан цикорий, жженные винные ягоды, молотые желуди, свекла. Апельсины… оказались искусственно окрашенными» — это из отчета санитарной комиссии, сделавшей набег на торговцев.
В Ялте задержали нищего. В полицейском участке у здоровенного, молодого еще мужика из кармана рваного пальто извлекли 214 рублей. А в 1900 году фунт первосортного мяса на базаре стоил 12 копеек, да еще хозяйки возмущались дороговизной! После процедуры обыска опытный надзиратель подпорол подкладку того же пальто, и вынул оттуда три книжки государственной сберегательной кассы со вкладами по тысяче рублей на каждой. На его фоне просто бледно смотрятся Вера Ш., задержанная полицией в Симферополе, когда она приставала к прохожим с просьбой подать матери семерых голодных детей, (которых у нее отродясь не было).
Обман доверчивых девушек, соблазненных обещаниями интересной и высокооплачиваемой работы — это тоже типичное для начала прошлого века дело. «Недавно в Керчи был случай: полиции удалось проследить некую Х., явившуюся в город за партией молодых женщин. Вербовала она их следующим образом: одним объявляла, для какой цели приглашает их, другим обещала выгодное место и привольное житье» — писал «Салгир».
А следующая история, сообщенная газетой «Южанин» — на тему преемственности поколений. Шла себе по губернскому городу старушка Белова, этакий божий одуванчик, то и дело проверяя, цел ли глубоко запрятанный платочек с пятью рублями и двадцатью серебряными копейками — немалая сумма по тому времени. К Беловой подошла незнакомая женщина, попросила разрешения пойти рядом, так как не знает города. «Вскоре незнакомка порывисто нагнулась, и подняла что-то, завернутое в тряпочку, и радостно воскликнула: «Боже мой, вот счастье — 25 рублей нашла!» Старуха встрепенулась: «Вместе шли, значит все напополам, моя милая!» В этот момент мимо них прошел какой-то господин, который сделал вид, что не заметил женщин. Белова сама остановила его, спросила, что это за монета. Господин сказал: «25 рублей», и вернул монету старухе.
Конечно, незнакомка торопилась, и согласилась отдать монету старухе, взяв у Беловой в качестве доли «все, что есть». И уж само собой, что немало слез было пролито, когда в банке выяснилось: в руках у пожилой женщины всего-навсего бронзовый позолоченный жетон, выпущенный в память приезда в Россию президента Франции Феликса Фора.